В наши дни понятие о врачебной этике и уважительном отношении докторов друг к другу напрочь забылось или стало анахронизмом. А в дореволюционные времена в медицинских кругах был свой кодекс чести не только по отношению к больным, но и к друг другу.
В #XIX-начала XX века врачей было не так уж много. Чтобы стать доктором, нужно было пройти достаточно долгий, серьезный, а иногда и финансово обременительный путь. Зачастую ими становились выходцы из состоятельных и образованных слоев общества, поэтому те доктора отличались подчас энциклопедическими познаниями в самых разных сферах и хорошим воспитанием. А так как их было мало, то взаимная поддержка коллег оказывалась не просто словами.
Даже в суперпродвинутом XXI веке еще много неизлечимых заболеваний. К сожалению, никто из них не застрахован, включая самих врачей. Что же говорить о тех временах, когда не было антибиотиков и прививок. В период разгула разных инфекций (туберкулеза, полиомиелита, сифилиса) болезни не щадили ни бедняков в разваливающихся лачугах, ни аристократов в их комфортабельных дворцах. Очень часто #доктора оказывались бессильными и могли лишь облегчить страдания своих пациентов. Особенно больно было хоронить коллег.
Вот именно тогда среди немецких врачей и появился один обычай, который потом переняли и некоторые российские доктора. Он соблюдался, если врачи лечили своего собрата по профессии и понимали, что все средства борьбы исчерпаны и надежды нет, что уход в мир иной неизбежен и скор. Тогда лечащий доктор подавал своему пациенту своеобразный знак о смертельном диагнозе. Он приносил умирающему коллеге #бокал шампанского.
Этот #обычай описан в воспоминаниях жены Антона Павловича Чехова - Ольги Леонардовны. Как известно, знаменитый писатель был не только мастером пера, но и работал врачом. Он даже какое-то время заведовал больницей в Звенигороде. Возможно где-то там он заразился туберкулезом, который впоследствии и свел его в могилу.
Летом 1904 года уже безнадежно #больной Чехов вместе с супругой отправились в немецкий курортный городок Баденвайлер в надежде, хоть как-то затормозить заболевание водой целебных термальных источников. Но там писателю стало только хуже. Как-то ночью он проснулся и впервые сам попросил жену позвать знакомого немецкого врача, тот пришел, осмотрел знаменитого пациента. Далее, как пишет Ольга Леонардовна:
«Доктор успокаивал, взял шприц и сделал впрыскивание камфоры,
велел подать шампанского…Антон Павлович взял полный бокал, оглянулся, улыбнулся мне и сказал:
- «Давно я не пил шампанского».
Выпил всё до дна, лёг тихо на левый бок - я только успела перебежать и нагнуться к нему через свою кровать, окликнуть его - он уже не дышал, уснул тихо, как ребёнок…»
Наверное, в те времена это была не просто немецкая корпоративная традиция, а своеобразный вариант средства паллиативной медицины. Таким образом доктора пытались хоть как-то поддержать, уменьшить мучения обреченного коллеги и облегчить его переход в иное измерение.
Спасибо тому, кто дочитал.
Будем рады лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал.
Может Вам будет интересно:
Королевский комплимент
Коронавирусный квест или как попасть в школу, если класс на карантине
Почему не стоило заводить любовника-агента НКВД
Что мы делали, чтобы не пойти в школу
Семейная тайна двух фамилий Афанасия Фета
Почему слово "фронтовичка" считалось оскорбительным
Палач с внешностью провинциального бухгалтера