Ежегодно 1 и 2 ноября Мексика и ряд других стран Латинской Америки отмечают праздник, посвященный памяти умерших, который называется El Dia de Muertos - День Мертвых. Традиции праздники уходят очень далеко, по версии ученых, День Мертвых на территории Мексики отмечали еще 3000 лет назад. Отмечающие праздник верят, что души родных усопших людей посетят их дом в эти дни, поэтому для "гостей" строятся алтари из фотографий и семейных реликвий, готовятся их любимые блюда, делаются сахарные конфеты и складываются в коробочки в виде черепов, дома украшаются женскими скелетами, так называемыми Катринами, одетыми в яркую национальную одежду.
Который год накануне или сразу после Дня Мертвых звучат обвинения в культурной апроприации (культурная апроприация - присвоение/плагиат символов или элементов чужих культур с утратой их контекста и с целью получения прибыли). Представители других культур очень любят использовать элементы данного праздника в коммерческих целях, но население Латинской Америки не готово делиться своей традицией и частью культуры с другими.
Сегодня обвинения звучат в отношении компании Mattel, известного производителя игрушек и кукол Барби. Месяц назад компания выпустила вторую куклу Барби из серии "La Catrina" специально к празднованию в Мексике Дня Мертвых. Мattel обвиняется в коммерциализации традиционных элементов мексиканской культуры.
2020 Dia de Muertos Barbie одета в кружевное платье, ее лицо разрисовано в стиле "калавера" (исп. - calavera - череп), который используется мексиканцами для макияжа, создания масок и приготовления сладостей в виде черепов в дни праздника. Стоимость такой красотки 75.99 долларов США, все экземпляры уже полностью проданы.
Представители мексиканской культуры уверены, что компанию Mattel совершенно не интересует культура их страны, все что они желают получить от этой куклы - финансовую прибыль. Многие уже интересовались, собирается ли Mattel перевести хотя бы часть прибыли в поддержку мексиканской общины, но Mattel отказалась отвечать на данный вопрос. В ответ Mattel опубликовали заявление создателя данной куклы, художника мексикано-американского происхождения. Художник заявил, что, как представитель и носитель мексиканской культуры, он имеет право на создание данной куклы, в которой воплощены цвета и традиции Мексики. Именно Мексика с ее яркими красками и особенной культурой вдохновила художника на создание 2020 Dia de Muertos Barbie.
Надо отметить, что Mattel не в первый раз обвиняют в зарабатывании денег на многовековой мексиканской традиции. В прошлом году была выпущена первая Барби из серии "La Catrina" ко Дню Мертвых. Одетая в черное платье в стиле "русалочка", украшенное бабочками, бархатцами и розами, с разрисованным лицом в стиле "калавера" и в короне из цветов, Барби вызвала большую волну возмущения со стороны латиноамериканского населения. Mattel обвинили в использовании чужой культурной традиции с целью зарабатывания денег.
Носители латиноамериканской культуры возмущены не только использованием их традиции в коммерческих целях, но и тем, что такое использование приводит к размытию традиции, к ее упрощению, изменению контекста.
Но не только компанию Mattel так притягивает этот праздник. В 2013 году компания Walt Disney Company попыталась зарегистрировать товарный знак для обозначения "Dia De Los Muertos" (исп. - День Мертвых). Заявка была подана для игрушек, снеков, одежды, обуви, рюкзаков и других товаров. Мексиканское сообщество восстало в социальных сетях против монополизации названия своего праздника. На Change.org была создана петиция. которую за несколько дней подписали десятки тысяч возмущенных. Под таким давлением Disney пришлось отказаться от дальнейшей процедуры регистрации, заявка была отозвана.