Найти в Дзене
Remont1969

Бронеавтомобили русского типа. Часть 17. Усть-Белокалитвенец. Остин 2 серии. Донская бронекаретка.

Область Донского казачьего войска - Всевеликое войско Донское просуществовала, как отдельное государство, совсем не много, но за короткие два года смогла создать собственные бронированные силы. Бронеавтомобиль "Усть-Белокалитвинец" в какой-то момент своей истории больше был похож на "бронекаретку". А почему бы и нет, каждая единица бронетехника в любом состоянии использовалась по полной. Эта статья рассказывает об истории отдельной бронемашины на шасси Остин, которая попала в кадр фотографа практически в уничтоженном виде, но в то же время непобежденной.

Остин 2-й заготовки, Остин 2-й серии ( Austin model 1915) (условно принятые наименования) Усть-Белокалитвенец

Страна: Великобритания по заказу России

Производитель Austin/Донское войско

Год производства: 1915

Произведено: 1

Шасси: Austin 30HP

Экипаж 4

Бронирование: 7 мм

Вооружение: 2х7,62-мм пулемет Максим обр 1910 г.

Двигатель: 6,077 cm3, 50 л.с. (не работающий)

Эта статья продолжение цикла о бронемашинах на шасси английских Автомобилей Остин, ставших основой бронетанковых сил России во время Первой мировой и войн, последовавших за ней. Предыдущая часть цикла читайте здесь - 2.23. Бронеавтомобили русского типа. Часть 16. БА Chiyoda-Austin. 1934. А зомби встал и пошел в Маньчжурии, а начало цикла здесь - 2.13. Бронеавтомобили русского типа. Часть 1. БА Austin 1-я серия. 1914

Послевоенная история бронеавтомобиля, который в войске Донском получил личное имя "Усть-Белокалитвинец" началась весной 1918, когда бронемашину «Остин» 2-й серии под названием «Жемчуг», которое сохранялось еще с участия броневика в боях Первой мировой, после ремонта передали рабочие Луганского паровозостроительного завода отряду Е. А. Щаденко, который в то время был членом Донского ВРК. Это время было тяжелым для Красной Гвардии. Под натиском немецких и украинских сил правительство и войска Донецко-Криворожской советской республики отходили из Луганска в Царицын. Донецко-Криворожская советская республика была создана 12 февраля 1918 года на 4 съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Донецкого бассейна и Криворожского района как автономная область Украинской республики, которая считалась частью Всероссийской Федерации Советских Республик. Запутанно и непонятно, да и сами власти в Москве, подписывая с Германией мир, сами не до конца понимали в начале 18-го года, где Россия, где Украина. Зато германское военное командование понимало свои полномочия предельно широко и к концу мая вся территория "донецкой республики" попала под контроль противников московской власти.

-2

Броневик "Жемчуг" в отряде Щаденко занимался привычным для себя делом: прикрытием отступавших частей. Максим Коломиец в своей книге Бронеавтомобиль «Остин». Предтеча бронетанковых войск России приводит воспоминания И. П. Толмачева, участника Гражданской войны, впоследствии начальника пулеметной школы 10-й армии: «... И вот, прикрываясь темнотой, балками, оврагами мы двинулись в тыл врага. За нами ползла бронемашина «Жемчуг». Чтобы не урчал мотор, ее тянули несколько пар лошадей… Первые ружейные выстрелы и звонкие очереди пулеметов внезапно взорвали тишину. Ожило, заметалось все вокруг, огласилось дикими криками и воплями. Обезумевшие спросонья белогвардейцы, потеряв ориентировку, сбитые с толку паническими командами, метались в тесном овраге... Части полковника Иванова, оказавшиеся в это время в другом овраге, пошли на выручку, но натолкнулись на нашу бронемашину, которая остановилась из-за неисправности. Заметив это, белоказаки бросились на броневик с криками: «Сдавайтесь, черти!» Однако пулеметчики и не думали поднимать руки. В ответ они открыли жестокий огонь. Использовав неподвижность машины, солдаты подползали к ней и пытались взять на буксир. Безуспешно. Находившийся в броневике командир эскадрона Волчанский, открыв перед самым носом врагов дверку машины, швырнул в них несколько гранат. Тогда солдаты обложили машину бурьяном и пытались поджечь. Подоспевшие красноармейцы помешали им»...

БА Остин 2-й серии под именем Антихрист, примерно так выглядел и Жемчуг.
БА Остин 2-й серии под именем Антихрист, примерно так выглядел и Жемчуг.

Тем не менее бронеавтомобиль «Жемчуг» прослужил Красной Гвардии не долго, уже в начале июня 1918 года был захвачен казаками у станицы Морозовская. В тех же воспоминания это описывается так: "... С высокой крыши элеватора за атакой противника наблюдали Ворошилов и другие командиры… Стоявший с тыльной стороны элеватора броневик вышел из-за укрытия и двинулся навстречу неприятелю. ... Машина повернула туда, ведя огонь на ходу, отрезая бегущим путь к полотну. Водитель настолько увлекся преследованием, что не заметил, как дорога резко повернула влево, и вскочил на паханое поле. Мотор заглох. Ободренные белоказаки бросились к машине, пытаясь захватить ее. Экипаж открыл огонь с близкой дистанции и отогнал атакующих. Но вот смолк и пулемет — кончились патроны...». Экипажу не удалось завести бронемашину и в итоге бронеавтомобиль оказался в руках донских казаков.

Броневики в составе Донского войска отмечались опознавательным знаком - треугольник в белом круге Но фотографии Остин 3-й серии, в войске ака Атаман Богаевский. Примерно так же выглядел и Бело-Калитвинец
Броневики в составе Донского войска отмечались опознавательным знаком - треугольник в белом круге Но фотографии Остин 3-й серии, в войске ака Атаман Богаевский. Примерно так же выглядел и Бело-Калитвинец
В обоих воспоминаниях о бое броневика "Жемчуг" можно отметить, что бронирование Остинов не пробивалось от слова совсем винтовочными пулями, несмотря на многочисленные обстрелы. И в случае успешной атаки, и в случае потери Красными броневика экипаж чувствовал себя за броней недосягаемым. При захвате броневика казаками - броневик застрял и заглох съехав с дороги, расстрелял все патроны, и только после того, как член экипажа попытался завести его снаружи, был захвачен.

Захваченный броневик был переименован белыми из Жемчуга в «Усть-Белокалитвинец» . Броневик был назван в честь станицы Усть-Белокалитвенская, которая стала в 1941 году сначала рабочим поселком Белая Калитва, а затем и одноименным городом. Не смотря на наличие заводов и мастерских в Ростове и Новочеркасске на Дону не хватало специалистов, запчастей и материалов для ремонта бронетехники. Из захваченной у Красной Армии техники в конце 1918-го года формируется бронедивизион из 7 бронемашин, среди которых 5 «Остинов» разных серий — «Казак», «Партизан», «Усть-Белокалитвинец», «Медведица» и «Атаман». В ходе боёв летом 1919 года к сентябрю броневой дивизион Донской армии уже насчитывал 12 бронеавтомобилей, из которых 8 «Остинов» различных серий, добавились «Стерегущий», «Атаман Каледин», «Лугано-Митякинец», «Атаман Богаевский» и «Генерал Кельчевский», потеряли или переименовали Казака и Атамана. Отсутствие нормальных производственных возможностей привело к тому, что по состоянию на 29 сентября 1919 года из 12 бронеавтомобилей только 4, из них три Остина были в действующих войсках.

Видимо именно в этот момент была сделана эта фотография, на которой вместо передней оси подкачена тележечная ось, а впереди оглобли. «Усть-Белокалитвинец» явно не входил в число 3-х исправных Остинов. Использовался ли в таком виде броневик на фронте сложно предположить. Возможно бронекорпус просто перекатывали на ремонт в мастерскую, тем не менее фотография интересная и даёт волю фантазии.
Бронеавтомобиль  «Остин» 2-й серии «Усть-Белокалитвинец» из состава Донской Армии. Лето 1919 года.
Бронеавтомобиль «Остин» 2-й серии «Усть-Белокалитвинец» из состава Донской Армии. Лето 1919 года.

Тем не менее история броневика «Усть-Белокалитвинец» на истории "бронетележки" не закончилась. Можно предположить, что в ходе ремонта, используя запасные части других броневиков Остин был восстановлен, и после поражения Донского войска вошёл в состав армии Врангеля. После эвакуации армии Врангеля из Крыма частями РККА в ноябре 1920 года был взят на учет 41 трофейный бронированный автомобиль, из них 16 типа «Остин». Остин "Усть-Белокалитвинец фигурирует среди трофеев Красной Армии полностью вооруженный, что интересно !тремя пулеметами!, еще один был добавлен в лобовой амбразуре при ремонте и с задним управлением. Причем броневик требовал лишь среднего ремонта.

Так как броневики Остин 2-й серии не имели заднего управления, возможно часть бронекорпуса «Усть-Белокалитвинца", была переставлена на новое шасси, и фактически новый броневик воевал у Врангеля со старым названием. Или после потери старой машины, одна из отремонтированных 3-й серии была снова названа по имени казачьей станицы.

Эта статья продолжение цикла о бронемашинах на шасси английских Автомобилей Остин, ставших основой бронетанковых сил России во время Первой мировой и войн, последовавших за ней. Следующую часть цикла читайте здесь - Бронеавтомобили русского типа. Часть 18. Донской Пирс-Эрроу "Ермакъ". 1919. Степной крейсер. Начало цикла читайте здесь. - 2.13. Бронеавтомобили русского типа. Часть 1. БА Austin 1-я серия. 1914

Источник:

Коломиец М.В. "Бронеавтомобиль "Остин". Предтеча бронетанковых войск России"

Авто
5,66 млн интересуются