Постоянные читатели моего канала знают, что у проекта есть целая серия аналитических статей, где я оцениваю технологии из фантастических фильмов и различные технические решения.
Но впервые мне показалось интересным обдумать, почему в метро такие ужасные двери. Давайте рассмотрим вопрос с точки зрения инженера :)
Всё началось с того, что я выходил на одной из старых станций московского метрополитена, задумался...
И тут на автомате перехватил летящую на меня трёхтонную дверь в последний момент! Я вешу 95 кг и рост у меня 175 см. Ничё так кабанчик. При этом меня чуть не размазало по соседней стене...А как же дети или девушки? Или пенсионеры?
Вот тут-то я и подумал, что не слишком ли круто делать такие конструкции, особенно при постоянных разговорах о безопасности общественного пространства.
Выяснилось, что эта мясорубка ещё имеет и научное название. Называется оно пендельтюр. Наверное от школьного слова "пендель", который каждый раз тебе прилетает! :)
Начал анализировать и понял что...Инженерных причин-то особенных на это нет.
Но..По порядку.
Итак, конструктивно двери в метрополитене я бы разделил на три типа: многотонные деревянные, малотонные стеклянные и современные более или менее адекватные.
Если конструктив последних практически не вызывает вопросов, то вот первые два типа очень странные.
Сразу возник вопрос, что почему бы не поставить обычные двери?
Ответ на него, я вроде бы, для себя нашел.
Ведь в метро входит огромное количество людей. Значит, для сохранения температуры внутри помещения и экономии энергии на его отопление это помещение нужно изолировать. Хорошо. Допустим. А ещё допустим, что во времена установки подобных устройств более адекватных технологий не было.
Но что мешает исправить ситуацию сейчас?
Ведь иногда в газетах проскакивают страшные заголовки. Например, что девушке отрубило палец такой дверью...
Допустим, любая другая система входа имеет меньший ресурс. Ведь чего тут в стандартной конструкции? Мотается топор на палке влево вправо и всё. Ломаться нечему. Кроме проходящего человека :)...Но современные двери в торговых центрах имеют соизмеримое количество срабатываний и моточасов, а отказывают не так часто.
Массу вопросов вызывает и сама дверь.
Предположим, что мы выбрали пендельтюр в качестве основной конструкции для организации входа.
Почему в саму маятниковую конструкцию нельзя встроить устройство для торможения и препятствовать раскачиванию?
Почему деревянная дверь, которая технически вряд ли обеспечит значительную безопасность при проникновении вора внутрь, должна быть многотонной? Если уж нужна такая деревянная дверь, то для чего в ней стеклянные окошки, которые можно разбить фомкой и пролезть внутрь. А что говорить про полностью стеклянные двери?
Зачем делать двери, в которые может пройти великан с ростом 3-4 метра :)? Ведь это увеличивает массу и без того некислой двери, которая при движении по инерции будет передавать всю энергию встречному телу. Ведь третий закон Ньютона никто не отменял :)...Да и второй закон Ньютона важно помнить. Чем больше масса, тем сильнее ударит.
Что же...Вопросов много. Если вы понимаете особенности построения такой конструкции, то пожалуйста напишите своё мнение в комментариях!
Я же решил для себя, что мы имеем дело с чем-то типа остатков хвоста у человека. Вполне можно было бы доработать или изменить конструкцию на адекватную и более безопасную, но почему-то инженеры выбирают именно такой вариант. Технических обоснований этого явления я не обнаружил. Возможно, не всё учитывал.