Первым советским внедорожником, который продавался населению стал — ЛуАЗ-969. Причем он изначально разрабатывался именно для сельских жителей. Давайте вспомним эту неприхотливую машинку.
История создания
В середине 50-х годов была поставлена задача разработать три прототипа микролитражных автомобилей, среди них и был будущий ЛуАЗ. Он изначально обозначался как грузопассажирская модель.
За разработку взялись НАМИ и Ирбитский мотоциклетный завод. В 1958 году был собран образец НАМИ-049 «Огонёк», в его основу лег прототип плавающего военного вездехода НАМИ-032Г. После доработок были созданы НАМИ-049А «Целина» и ЗАЗ-969, последний и стал прототипом ЛуАЗа.
На заводе в Запорожье выпустили 50 первых автомобилей, после чего производство было передано в Луцк. Там немного изменили внешний вид машины. Производство начали в 1967 году.
При этом первые партии имели только передний привод, так как не хватало комплектующих для создания полноприводной машины. Такие машины назывались ЗАЗ-969В, иногда можно встретить обозначение ЛуМЗ-969В.
Полноприводные автомобили начали производить только в 1971 году.
Технические характеристики
Кузов полунесущий, имеет встроенную раму лонжеронного типа. Важной особенностью является смещение пассажирских сидений вперед, это позволило обеспечить максимальную нагрузку на переднюю ось. Поэтому, даже в переднеприводном варианте ЛуАЗ имеет достаточно высокую проходимость.
Двигатели ставились аналогичные «Запорожцам». До 1975 года МеМЗ-969, с мощностью 30 л.с. и объемом 877 см3. Позже МеМЗ-969А, он уже был мощнее — 40 л.с. и 1197 см3. Воздушное охлаждение было нагнетающим. Смазка охлаждалась и в картере, и в маслорадиаторе.
Термостата в конструкции не предусматривалось, поэтому температура регулировалась водителем вручную. Для этого жалюзи имели ручной привод от рычага в салоне.
Трансмиссия имела двухвальную коробку, не было карданных валов и раздатки. Переключение происходило с помощью напольного рычага, причем схема переключения — зеркальная. Коробка имела механизм для отбора мощностей, применявшийся для подключения заднего моста или других приспособлений.
На всех колесах стояли барабанные тормоза. Привод гидравлический, усилитель не предусмотрен.
Интересные факты
Позже также производились модификации ЛуАЗ-1301 и ЛуАЗ-1302.
В 1988 году был собран прототип ЛуАЗ-Прото. Он имел пластиковый кузов с обновленным дизайном. На нем стоял двигатель МеМЗ-245, механическая коробка передач с шестью передачами. Но в серию этот прототип не пустили.
С 1992 по 2002 год ЛуАЗ-1302 поставлялся в армию Словении. Там это самый массовый внедорожник. Стоит недорого, а едет хорошо.