Найти в Дзене
Интересная техника

Как старые бипланы По-2 уничтожали реактивные F-86 Sabre в Корее

По-2 и F-86
По-2 и F-86

Достаточно малоизвестен факт, что в Корейской войне 1950-1953 годов в составе северокорейских ВВС воевали «древние» советские бипланы По-2 (У-2), конструкция которых не менялась с самого начала их производства в 1927 году. Между тем, в этом конфликте с обеих сторон уже во всю применялась реактивная авиация - американским F-86 «Сейбр» противостояли ни в чем им не уступавшие советские МиГ-15.

Еще во Вторую мировую немцы с немалым для себя удивлением обнаружили, что для современных скоростных истребителей тихоходный У-2 - не самая простая цель. Он летал на низких высотах, практически над верхушками деревьев, а скорость сваливания немецких истребителей была практически равна максимальной скорости биплана. Вследствие этого зайти в хвост и удержать У-2 в прицеле хотя бы несколько секунд было делом чрезвычайно опасным.

Уже в самом начале Корейской войны в эту ловушку попали и американцы. У-2 официально считается единственным в мире бипланом, которому удалось сбить реактивный истребитель. «Везунчиком» оказался американский F-94 Starfire, пытавшийся осуществить перехват архаичной машины разработки 1920-х годов.

Американский пилот решил занять позицию позади У-2, для чего ему пришлось снизить скорость до 161 км/ч. Этот маневр привел к сваливанию, и в результате победа в воздушном бою досталась советской машине. Однако «Старфайр» был далеко не единственной жертвой, казалось, бесполезных в современной войне старых самолетов Поликарпова.

Как и в Великую Отечественную, в основном У-2 использовались ВВС КНДР для ночных бомбардировок. Польза от ночных налетов чаще всего была почти нулевой - две 50-килограммовые бомбы создавали много шума, но не наносили материального ущерба противнику. Однако 17 июня 1951 года результат использования северокорейских бипланов поверг американцев в шок.

В результате неудовлетворительной маскировки пилоты По-2 ночью смогли обнаружить аэродром в Сувоне. На стоянку для самолетов была сброшена одна 50-килограммовая бомба, угодившая точно в реактивный истребитель F-86, который тут же взорвался. Взрывом было также уничтожено четыре машины этого типа, еще четыре получили повреждения.

В результате американцы потеряли уничтоженными и выведенными из строя сразу девять своих самых современных самолетов. На тот момент в Южной Корее было всего 90 «Сейбров», то есть за одну ночь американцы не досчитались десяти процентов парка реактивных истребителей.

Интересно, что с декабря 1950 года, то есть с момента задействования F-86 в Корейской войне, до описанного события от огня МиГ-15 по американским данным было потеряно всего два таких самолета. Выходит, пусть и почти случайно, что архаичные По-2 оказались на начальном этапе войны эффективнее даже самых современных реактивных истребителей.