Найти в Дзене
ВЗГЛЯД

Первые шаги в небо. Редкие фото авиаторов и аппаратов тяжелее воздуха

После того, как братья Райт совершили первый стабильный и управляемый полет аппарата тяжелее воздуха около Китти-Хоук в Северной Каролине 17 декабря 1903 года, началась гонка человечества за освоение воздушного пространства.

Орвилл Райт пилотирует Райт Флайер, в то время как его брат Уилбур бежит рядом с ним сразу после взлета в Килл-Девил-Хиллз, Северная Каролина, 17 декабря 1903 года. Этот исторический взлет стал первым успешным полетом пилотируемого летательного аппарата с двигателем, тяжелее воздуха в истории. / Библиотека Конгресса
Орвилл Райт пилотирует Райт Флайер, в то время как его брат Уилбур бежит рядом с ним сразу после взлета в Килл-Девил-Хиллз, Северная Каролина, 17 декабря 1903 года. Этот исторический взлет стал первым успешным полетом пилотируемого летательного аппарата с двигателем, тяжелее воздуха в истории. / Библиотека Конгресса

После прорыва братьев — как и в предыдущие годы — десятки смельчаков‑пилотов, инженеров и производителей опробовали сотни способов поднять людей в воздух. Были планеры, вингсьюты, воздушные шары, дирижабли, летающие дротики и даже более странные устройства, названия которых вряд ли могут объяснить их функции.

Немецко-американский пионер авиации Гюстав Уайтхед (справа, с дочерью на коленях) сидит рядом со своим летательным аппаратом «Номер 21» в 1901 году. 14 августа того же года Уайтхед, как сообщается, совершил управляемый пилотируемый полет на  этом тяжелом самолете. Если это правда, это дало бы Уайтхеду (а не братьям Райт) титул «первого полета». Однако претензия до сих пор оспаривается. /Wikimedia Commons
Немецко-американский пионер авиации Гюстав Уайтхед (справа, с дочерью на коленях) сидит рядом со своим летательным аппаратом «Номер 21» в 1901 году. 14 августа того же года Уайтхед, как сообщается, совершил управляемый пилотируемый полет на этом тяжелом самолете. Если это правда, это дало бы Уайтхеду (а не братьям Райт) титул «первого полета». Однако претензия до сих пор оспаривается. /Wikimedia Commons

Многие из попыток ни к чему не привели — черновики остались на свалке истории. Но многие из них внесли свой вклад в методы полета, которые мы сегодня воспринимаем как должное.

Революционный французский сконструктор Жан-Мари Ле Бри стоит внутри своего летательного аппарата Albatros II в Бресте, Франция, 1868 год. Некоторые считают, что Ле Бри совершил первые полеты планера в истории еще в 1856 году. Изображенный здесь планер не имел большого успеха в качестве самолета, но, по некоторым источникам, он, тем не менее, является первым когда-либо сфотографированным самолетом. /Wikimedia Commons
Революционный французский сконструктор Жан-Мари Ле Бри стоит внутри своего летательного аппарата Albatros II в Бресте, Франция, 1868 год. Некоторые считают, что Ле Бри совершил первые полеты планера в истории еще в 1856 году. Изображенный здесь планер не имел большого успеха в качестве самолета, но, по некоторым источникам, он, тем не менее, является первым когда-либо сфотографированным самолетом. /Wikimedia Commons

Итак, хотя сегодня мы уже не так вдохновляемся полетами, эти фотографии перенесут вас в эпоху, когда «пилоты» и «самолеты» были «авиаторами» и «летательными аппаратами», когда полет был еще ярким и новым явлением, когда просто взлет и посадка не были чем-то гарантированным.

Немецкий «летающий человек» Отто Лилиенталь стоит в своем орнитоптере (самолет, который летает за счет взмахов крыльев) во Флигеберге — холме высотой почти 200 футов, который он построил для взлета во время своих летных экспериментов — в Берлине в августе 16, 1894 г. / Wikimedia Commons
Немецкий «летающий человек» Отто Лилиенталь стоит в своем орнитоптере (самолет, который летает за счет взмахов крыльев) во Флигеберге — холме высотой почти 200 футов, который он построил для взлета во время своих летных экспериментов — в Берлине в августе 16, 1894 г. / Wikimedia Commons

Ранний успех Лилиенталя в достижении того, что некоторые называют первыми в истории истинными планерными полетами, вдохновил, среди прочего, братьев Райт. Как однажды сказал Уилбур:

«Из всех людей, которые занимались проблемой полетов в XIX веке, Отто Лилиенталь был самым важным».
Отто Лилиенталь пилотирует один из своих новаторских планеров в Дервице, Германия, 1891 год. Wikimedia Commons
Отто Лилиенталь пилотирует один из своих новаторских планеров в Дервице, Германия, 1891 год. Wikimedia Commons

10 августа следующего года планер Лилиенталя прервал полет возле Голленберга, Германия, в результате чего он упал с высоты 50 футов и умер.

Отто Лилиенталь выполняет одно из своих тестов на планирование, примерно в 1895 году. Библиотека Конгресса
Отто Лилиенталь выполняет одно из своих тестов на планирование, примерно в 1895 году. Библиотека Конгресса

Хотя его изделия не были очень успешными, Фредерик Филлипс добился некоторой известности благодаря созданию мультипланов с гораздо большей площадью крыльев, чем можно было найти на большинстве самолетов тогда и сейчас. Например, эта модель 1904 года имела 21 крыло.

Мультиплан 1904 года постройки британского строителя Горацио Фредерика Филлипса. Wikimedia Commons
Мультиплан 1904 года постройки британского строителя Горацио Фредерика Филлипса. Wikimedia Commons

Три года спустя Филлипс построил свой мультиплан 1907 года с 200 отдельными поверхностями крыла. Машина могла пролететь 500 футов, чего было недостаточно, чтобы стимулировать дальнейшие усилия Филипса, который вскоре после этого покинул бизнес.

Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

Орнитоптер, разработанный американским писателем, ученым и изобретателем Гарри Ла Верном Твайнингом.

Служба новостей Bain/Библиотека Конгресса
Служба новостей Bain/Библиотека Конгресса

Сэмюэл Франклин Коди, новатор американского происхождения в области пилотируемых воздушных змеев и самолетов, управлял первым в Великобритании аппаратом с двигателем тяжелее воздуха 16 октября 1908 года.

Пол Таунсенд/Flickr
Пол Таунсенд/Flickr

Демонстрация двухместного воздушного змея, разработанного Коди для использования воздушным отделением Королевских инженеров британской армии. Хэмпшир, Англия, около 1903–1913 гг.

/Wikimedia Commons
/Wikimedia Commons

Такие воздушные змеи предназначались для использования, когда высокая скорость ветра (более 20 миль в час) не позволяла использовать аэростаты для наблюдения. Змей мог подниматься на высоту 2500 футов в правильных условиях.

Коуди сидит в одном из своих летательных аппаратов — в сопровождении коренного американца, который, вероятно, является частью сценических шоу Дикого Запада, в которых участвовал этот шоумен — в Хэмпшире, Англия, примерно в 1910–1912 годах. / Wikimedia Commons
Коуди сидит в одном из своих летательных аппаратов — в сопровождении коренного американца, который, вероятно, является частью сценических шоу Дикого Запада, в которых участвовал этот шоумен — в Хэмпшире, Англия, примерно в 1910–1912 годах. / Wikimedia Commons

Коди демонстрирует новаторские возможности перевозки пассажиров на своем Cody Aircraft Mark IIE (по прозвищу Омнибус) в Хэмпшире, Англия, примерно в 1910–1912 годах.

 /Wikimedia Commons
/Wikimedia Commons

Компания Farman основанная братьями Ришаром, Анри и Морисом Фарманами, за первые годы полетов спроектировала более 200 различных типов самолетов.

Летательный аппарат, созданный французской компанией Farman, совершает полет в неустановленном месте в 1909 году. /Библиотека Конгресса
Летательный аппарат, созданный французской компанией Farman, совершает полет в неустановленном месте в 1909 году. /Библиотека Конгресса

Выполнив новаторскую работу в области летательных аппаратов легче воздуха, Сантос-Дюмон пилотировал первый в Европе полет на летательном аппарате тяжелее воздуха в 1906 году. Поскольку он считал, что авиация принесет мир и процветание, он отказался патентовать свои прорывы и публиковал свои проекты для всех.

Бразильский летчик Альберто Сантос-Дюмон пилотирует один из своих дирижаблей вокруг Эйфелевой башни 13 июля 1901 года. Wikimedia Commons
Бразильский летчик Альберто Сантос-Дюмон пилотирует один из своих дирижаблей вокруг Эйфелевой башни 13 июля 1901 года. Wikimedia Commons

14‑бис Сантос-Дюмона (также известный как «хищная птица») находится в неустановленном месте 12 ноября 1906 года.

/Wikimedia Commons
/Wikimedia Commons

Несколькими неделями ранее, 23 октября, Сантос-Дюмон пилотировал 14‑бис (на фото в июле 1906 года) в Париже. Это был первый полет в Европе летательного аппарата с двигателем тяжелее воздуха.

Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

Некоторые утверждают, что некоторые технические детали, связанные с методом взлета братьев Райт, сделали эту попытку 1906 года первым в мире полетом с двигателем на аппарате тяжелее воздуха.

Один из летательных аппаратов братьев Райт переворачивается с Орвиллом внутри. Китти-Хок, Северная Каролина, 1911 год. / Wikimedia Commons
Один из летательных аппаратов братьев Райт переворачивается с Орвиллом внутри. Китти-Хок, Северная Каролина, 1911 год. / Wikimedia Commons

В 1906 году румынский изобретатель Траян Вуя сидит в своем самолете Vuia I. По многим оценкам, он первым взлетел, впервые разогнавшись колесами по проезжей части, а также самолет, который повлиял на изобретение моноплана.

Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

Французский военный разведывательный дирижабль La République покидает Муассон, Франция, в 1907 году. Фатальная катастрофа дирижабля два года спустя помогла военным во всем мире отказаться от дирижаблей и перейти к самолетам, тогда еще находившимся в зачаточном состоянии.

Библиотека Конгресса
Библиотека Конгресса

Один из летательных аппаратов французского производителя-пионера Фармана взлетает примерно в начале 1900‑х годов.

Служба новостей Bain/Библиотека Конгресса
Служба новостей Bain/Библиотека Конгресса

Тони Яннус использовал подобные «летающие лодки», чтобы войти в историю как пилот первого самолета, с которого был совершен прыжок с парашютом (1912 год), и как пилот Первого в мире коммерческого самолета, совершивший рейс из Санкт-Петербурга, Флорида, в Тампу, Флорида, 1 января 1914 года. Два года спустя Яннус погиб, когда самолет, на котором он тренировал российских военных летчиков, разбился в Черном море.

Американский летчик Тони Яннус (справа) пилотирует ранний биплан, 1914 год. Wikimedia Commons
Американский летчик Тони Яннус (справа) пилотирует ранний биплан, 1914 год. Wikimedia Commons

Военнослужащие демонстрируют способность самолета Сэмюэля Франклина Коди использовать его как летающую машину скорой помощи, скорее всего, недалеко от Олдершота, Англия, 1913 год.

Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

Луи Блерио вскоре прославился, совершив первый перелет через Ла-Манш на аппарате тяжелее воздуха, а также создав первый настоящий моноплан.

Французский изобретатель Луи Блерио сидит в одном из своих первых летательных аппаратов в своей мастерской, около 1909 года. /Библиотека Конгресса
Французский изобретатель Луи Блерио сидит в одном из своих первых летательных аппаратов в своей мастерской, около 1909 года. /Библиотека Конгресса

12 мая 1926 года Norge вошел в историю как первый аппарат, совершивший полет на Северный полюс.

Norge дирижабль находится в Англии, около 1915–1930. /Библиотека Конгресса
Norge дирижабль находится в Англии, около 1915–1930. /Библиотека Конгресса

Основанная в 1909 году американскими авиаторами-пионерами Огастусом Муром Херрингом и Гленном Кертиссом, компания Herring-Curtiss стала одним из крупнейших производителей самолетов в первые годы полетов.

Летательный аппарат Херринга-Кертисса на земле в Минеоле, Нью-Йорк, около 1910–1920 годов. /Библиотека Конгресса
Летательный аппарат Херринга-Кертисса на земле в Минеоле, Нью-Йорк, около 1910–1920 годов. /Библиотека Конгресса

Французский летчик Луи Полан пилотирует свой летательный аппарат во время авиасалона, вероятнее всего, на историческом фестивале Grande Semaine d’Aviation de la Champagne в Реймсе, Франция, в августе 1909 года.

Полан установил множество рекордов высоты и скорости в свое время и часто сталкивался с самолетами. запатентовал братьев Райт на законность его практики проведения авиационных шоу с целью получения прибыли. /Библиотека Конгресса
Полан установил множество рекордов высоты и скорости в свое время и часто сталкивался с самолетами. запатентовал братьев Райт на законность его практики проведения авиационных шоу с целью получения прибыли. /Библиотека Конгресса

Томас Болдуин вошел в историю как первый пилот, пролетевший над рекой Миссисипи, а затем построил самолет для ВМС США и помог руководить американскими военными усилиями в области авиации во время Первой мировой войны.

Пионер воздушных шаров и самолетов Томас Скотт Болдуин взлетает на своем самолете «Красный дьявол», около 1910–1915 годов. /Библиотека Конгресса
Пионер воздушных шаров и самолетов Томас Скотт Болдуин взлетает на своем самолете «Красный дьявол», около 1910–1915 годов. /Библиотека Конгресса