Исследование профилей экспрессии РНК в центре жажды продемонстрировало, как происходит регуляция питьевого поведения.
Известно, что наш мозг умеет различать как минимум два основных вида жажды: осмотический и гиповолемический. Осмотическая жажда возникает в том случае, когда организм теряет воду и концентрация минеральных веществ в крови становится слишком высокой, в результате мы чувствуем, что нам нужно выпить чистой воды. Гиповолемическая жажда — это результат недостатка не только воды, но и минералов, который возникает в результате уменьшения объема циркулирующей крови. Осмотическая жажда – это банальное «желание пить», которое удовлетворяется простым стаканом воды. Но когда человек занимается спортом, он теряет минералы с пόтом, поэтому помимо воды для утоления жажды нужно употребить не только воду, но и минеральные вещества. Ученые решили разобраться, как именно мозг обрабатывает оба типа жажды.
Предыдущие работы показали, что центр жажды в мозгу умеет обрабатывать оба вида жажды. Но было неясно, какие из клеточных компонентов участвуют в дифференциальной обработке. Эксперименты, пролившие свет на эту загадку, проводили на мышиной модели. Чтобы выяснить, как именно происходит обработка сигналов, исследователи сопоставили типы стимулов с картиной секвенирования РНК отдельных клеток центра жажды. Ученые вызывали у мышей обезвоживание обоих типов, что позволило увидеть, какие клетки реагируют на гиповолемию, а какие – на повышение осмолярности крови. Удалось выявить характерные паттерны экспрессии РНК для каждого типа жажды. О правильности выводов можно было также судить по выбору источника воды мышами. В зависимости от вида стимула, мыши выбрали либо простую воду, либо воду с минералами, солью и сахаром.
Исследователи планируют продолжить изучение клеток центра жажды в головном мозге, чтобы выяснить, играют ли они роль в регуляции кровяного давления или температуры тела.