Найти в Дзене
Подземный Янус

Метро будет и в регионах. Делюсь своими наблюдениями на примере Петербурга

Оглавление

2020 год внёс много корректив в нашу обычную жизнь. В #общественный транспорт теперь не пускают без маски, кого-то увольняют с работы, а бюджеты на строительство #метро капитально урезают. При этом в Санкт-Петербурге мы наблюдаем серьёзную работу по части проектной документации, а в Казани даже подвижки в строительстве метрополитена. Давайте разберёмся, почему так происходит, и ждёт ли Россию подъём темпов строительства новых линий скоростного внеуличного транспорта.

Метро завязано на финансировании

Ни для кого не секрет, что любое #строительство не может вестись без ресурсов. Закупка материалов, зарплаты рабочим, транспортировка выкопанного грунта – на всё это нужны какие-то средства. Как правило они берутся из городского бюджета, иногда из федерального, как это было при строительстве некоторых станций к чемпионату мира по футболу 2018 года. Соответственно, нет денег – нет стройки.

В связи с наступившим экономическим кризисом в финансировании "похудели" текущие стройки, а также были отложены на другие годы все планы по новым объектам.

И тут встаёт серьёзный вопрос по развитию не только систем общественного транспорта, но и транспортной инфраструктуры в целом. Откуда брать деньги?

Нацпроекты

В рамках первой пятилетки нацпроектов регионам собираются выделить 20 млрд рублей на обновление парка машин. Модель троллейбуса для поставки, в основном, выбирается как на фото выше.
В рамках первой пятилетки нацпроектов регионам собираются выделить 20 млрд рублей на обновление парка машин. Модель троллейбуса для поставки, в основном, выбирается как на фото выше.

#национальные проекты как новый инструмент социально-экономического развития России вошли в нашу жизнь в 2019 году. По программе финансирования они рассчитаны до 2024 года. Общий бюджет – 25,7 трлн рублей, причём на проекты в рамках программы «Человеческий капитал» выделено 5,7 трлн рублей, на программу «Комфортная среда для жизни» пойдет 9,9 трлн рублей, а на «Экономический рост» израсходуют 10,1 трлн рублей, о которых более подробно можно почитать тут.

И в случае успешного выполнения программы нацпроекты могут быть продлены с 2024 года по 2029 год (забавно, получаются своеобразные пятилетки), что будет особенно актуально в связи со сложившейся экономической ситуацией. Всё-таки надо как-то возвращать экономику в зону роста! А поскольку за нынешнюю пятилетку планируется привести в нормальное состояние 85% дорог, то настанет самое время развивать оставшуюся часть транспортной инфраструктуры.

Почему выберут метрополитен

Участок Петербургского метрополитена от станции «Приморская» до станции «Беговая» был частично профинансирован федеральным бюджетом.
Участок Петербургского метрополитена от станции «Приморская» до станции «Беговая» был частично профинансирован федеральным бюджетом.

Теперь к вопросу о развитии метро: почему именно оно? Дело в том, что помимо кучи предпроектных и проектных наработок в Санкт-Петербурге и других городах, в Москве ориентировочно к 2025 году не будет готовых планов и проектов на их #метрополитен в том объёме, в котором это было в 10-х годах. В сухом остатке город будет иметь голодные строительные организации, которые во избежание сокращения персонала и банкротства придётся чем-то кормить. И вот за счёт финансирования, выделенного на нацпроекты, как я предполагаю, и будут строиться метрополитены в других городах, а там и метростроительным организациям работа будет.

Другой вопрос, будут ли на это деньги, потому что, судя по последним данным, так называемый "коронакризис" ещё серьёзней подкосит и без того полумёртвую экономику. Компенсация из Фонда Национального Благосостояния, который странным образом (скачкообразно, смотрите данные по 2019-2020 году) пополняется, как я понял, не предусмотрена, а значит остаётся только ждать несколько лет, пока не будут подведены итоги действующей программы нацпроектов и пока экономика не вернётся в нормальное русло.

Решение транспортной проблемы в комплексе

Новые троллейбусы Vitovt Max II, поставленные ОАО «Белкоммунмаш» для Санкт-Петербурга.
Новые троллейбусы Vitovt Max II, поставленные ОАО «Белкоммунмаш» для Санкт-Петербурга.

Но не только метрополитеном можно и нужно решать препятствующие развитию экономики транспортные проблемы. Дело в том, что помимо подземелий, в городах существуют системы наземного общественного транспорта, которые находятся в серьёзном упадке. Устаревший подвижной состав, изношенная инфраструктура, формы предприятий – всё это требует срочного вмешательства и переработки, ремонта с целью повышения не только комфорта, но и безопасности перевозки нас, пассажиров. Ведь согласитесь, что ездить на трамваях и троллейбусах, которым уже более 20, а некоторым и вовсе 30 лет и видеть, как они, ржавеющие, разваливаются на ходу – такое себе удовольствие.

При этом уже в рамках текущих нацпроектов власти выделят до 2024 года почти 20 млрд рублей на обновление городского транспорта. А в Омск уже начинают поступать новенькие троллейбусы, которые закупаются как раз по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Итог

-5

В конце хочу сказать, что несмотря на всю сложившуюся ситуацию, мы можем ожидать повышения качества городской среды, если кризис будет сведён на нет к 2024 году. А вот будет ли это сделано – узнаем через пару лет. И если вы точно не хотите пропустить подобные важные события, почитать мои оперативные заметки и наблюдения, посмотреть красивые фотографии и просто пообщаться со мной, то подпишитесь на мой канал в telegram и Instagram.

Под редакцией (Бес)культурного Омара.