Найти тему
Кочетов Алексей

Самые странные летающие машины

Пробки, светофоры, ограничения скорости...  "Пока, неудачники! Я полетел домой!"
Пробки, светофоры, ограничения скорости... "Пока, неудачники! Я полетел домой!"

Пробки, светофоры, ограничения скорости, да и сами возможности автомобиля и дорожной инфраструктуры накладывают жёсткие временные ограничения на передвижение современного наземного транспорта.

Разработчики летающих автомобилей (аэромобилей) заявляют, что их перспективный транспорт решит эти проблемы.

Мне ещё моя бабушка рассказывала, что периодически пользовалась воздушными автобусами. В силу возраста моё воображение рисовала картины летающих автобусов, парящих в небе. Как оказалось, бабушка рассказывали о малой авиации, которая была сильно развита в СССР и пользовалась большим спросом даже при перемещении на 100 км и менее.

Аэродромы во времена СССР: серые отметки - это недействующие аэродромы малой авиации (сельские, поселковые и т.п.); синие - действующие аэродромы для малой авиации; красные - действующие аэродромы в крупных городах.
Аэродромы во времена СССР: серые отметки - это недействующие аэродромы малой авиации (сельские, поселковые и т.п.); синие - действующие аэродромы для малой авиации; красные - действующие аэродромы в крупных городах.

Для нашего поколения такое в диковинку, а для наших дедов и прадедов это был общественный вид транспорта, ничего необычного.

Сможет ли концепция аэромобиля стать современным аналогом малой авиации СССР?

Этой мечте человечества уже более сотни лет, так как первый аэромобиль был создан ещё в 1917 году.

Летающий Автоплан Кёртиса - первый аэромобиль. Подняться в воздух этот аэромобиль так и не сумел.
Летающий Автоплан Кёртиса - первый аэромобиль. Подняться в воздух этот аэромобиль так и не сумел.

В 1937 году мир увидел "Стрелобиль" (Arrowbile) - гибрид самолёта и автомобиля.

Летающий Arrowbile Уотермана. Этот аэромобиль уже мог летать. Но клиентов на него не нашлось.
Летающий Arrowbile Уотермана. Этот аэромобиль уже мог летать. Но клиентов на него не нашлось.

В 1946 появился Airphibian

Летающая амфибия Airphibian. Летал и ездил. Первый летающий автомобиль, получивший сертификат лётной годности в 1950 году. Но клиенты так и не появились.
Летающая амфибия Airphibian. Летал и ездил. Первый летающий автомобиль, получивший сертификат лётной годности в 1950 году. Но клиенты так и не появились.

В 1947 году дебютировал ConvAirCar

Летающий ConVairCar. Гибрид обычного автомобиля и самолёта, который был прикреплён сверху. Пролетел этот аппарат совсем небольшое расстояние, и показал полную некомпетентность проекта. Разработка была прекращена.
Летающий ConVairCar. Гибрид обычного автомобиля и самолёта, который был прикреплён сверху. Пролетел этот аппарат совсем небольшое расстояние, и показал полную некомпетентность проекта. Разработка была прекращена.

Ну и самым удачным среди всех аэромобилей принято считать "Аэрокар" (Aerocar) Молта Тейлора, изобретённый им в 1956 году.

"Aerocar" - довольно успешная модель. Этим аэромобилем заинтересовались в автокомпании "Ford".  Нашлись и клиенты. Но 250 заказов не окупили стоимость его производства. Проект был закрыт.
"Aerocar" - довольно успешная модель. Этим аэромобилем заинтересовались в автокомпании "Ford". Нашлись и клиенты. Но 250 заказов не окупили стоимость его производства. Проект был закрыт.

Несмотря на неудачи с "Аэрокаром", Ford решил продолжить разработки, и в 1959 году на свет появился "Ford Levacar". Однако и его разработка была прекращена после выпуска единственного прототипа.

Аэромобиль Ford Levacar на американской выставке «Ротонда Форд» в Дирборне в 1959 году.
Аэромобиль Ford Levacar на американской выставке «Ротонда Форд» в Дирборне в 1959 году.

В СССР, естественно, была своя концепция подобного транспорта. В 1942 году поднялся воздух летающий танк "А-40" Олега Антонова.

А-40 в полете. Мы - Русские, поэтому ничего необычного в этом нет.
А-40 в полете. Мы - Русские, поэтому ничего необычного в этом нет.

Концепция аэромобилей тогда будоражила умы многих. Даже компания "Boeing" в 1990 году занималась разработкой такого транспортного средства. Однако при том, что истребитель пятого поколения F-22 "Raptor" был создан именно здесь, аэромобиль создать компания так и не смогла.

Boeing Sky Commuter Flying car
Boeing Sky Commuter Flying car

Но зачем мудрить и что-то там проектировать, если можно взять готовые решения и совместить их? Так решили основатели компании "Advanced Vehicle Engineers", которые в начале 1970-х годов создали гибрид самолёта и автомобиля по концепции "ConVairCar" 1947 года.

AVE Mizar. Было построено два опытных образца и ещё три находились на стадии строительства в 1971-1973 годах. Однако во время одного из испытательных полётов аэромобиль разбился. Пилот погиб. Разработка была прекращена.
AVE Mizar. Было построено два опытных образца и ещё три находились на стадии строительства в 1971-1973 годах. Однако во время одного из испытательных полётов аэромобиль разбился. Пилот погиб. Разработка была прекращена.

В 2003-2005 годах вся пресса обсуждала новый аэромобиль "Moller Skycar М400". Его концепт даже показали в фильме "Би-Би-Си" про мир будущего (конкретно, про 2040 год). Но по состоянию на 2020 год его разработка всё ещё продолжается, а должного испытательного полёта этой машины так и не провели.

Прототипы "Moller Skycar"
Прототипы "Moller Skycar"

Как мы сегодня видим, в серию аэромобили не пошли. Всё-таки слишком дорогие, проблемные и небезопасные это были машины.

На самом деле, проектов аэромобилей было сотни, если не тысячи. Но на 2020 год можно выделить несколько наиболее перспективных:

1.Terrafugia Transition – американский прототип летающего автомобиля со складными крыльями. Проект привлёк многочисленное внимание, а в 2017 году стартап был куплен китайским автомобильным конгломератом «Geely»

Однако, несмотря на 16 лет разработок и заявление о скором серийном производстве, ни одна модель по состоянию на 2020 год так и не была поставлена заказчику.

2.Aeromobil – Хорватская компания, занимающаяся разработкой аэромобиля.

В 2010 компания была основана.

В 2013 – была представлена первая летающая версия аэромобиля Aeromobil 2.5

В 2014 – широкой публике была представлена модель "Aeromobil-3.0", получившая мировое признание.

В 2017 году была представлена версия 4.0.

Однако планы запуска в серию постоянно переносились, а цена аэромобиля постоянно повышалась.

В этом же году все СМИ писали, что вот оно будущее, предзаказы на модель 3.0 посыпались тысячами, уже можно было предзаказ на сайте оформить. Но, как всегда, что-то пошло не так.

Скрин страницы сайте "Aeromobil"
Скрин страницы сайте "Aeromobil"

На официальном сайте компании написано, что она ожидает коммерческого успеха модели 4.0 в 2023 году. И если версию 3.0 предполагалось реализовывать по цене от 200 тысяч евро, то стоимость 4.0 будет начинаться уже от 1,2 миллиона евро.

3.PAL-V International B.V. – нидерландская компания, которая ещё в 2018 году открыла предзаказы на свой аэромобиль Pal-V Liberty стоимостью от 300 тысяч долларов.

Однако на их сайте сегодня хоть и можно оформить предзаказ, но там прямо указано, что это будет штучный товар (в планах компании продать всего 90 экземпляров). Поставок на 2020 год нет, как нет и точной даты начала поставок.

В мире ведутся и другие разработки аэромобилей. Например, «CityHawk», или концепт от Гугл, даже от Хендай есть. Эти три вышеперечисленных проекта аэромобилей являются на сегодня самыми проработанными, испытанными и находящимися в шаге от серийного производства. Но они постоянно сталкиваются со всякого рода препятствиями, постоянным переносом сроков, и непонятными планами реализации. А что говорить о проектах, которые находятся в стадии компьютерных моделей…

Уже точно можно заключить, что в ближайшие 20 лет аэромобиль останется экспериментальным транспортным средством, и о какой-либо его массовой распространённости говорить пока не приходится.

В мире в середине 1950-х годов подобные концепции находились в шаге от серийного производства, и даже штучные экземпляры продавали клиентам, но сегодня, если такой аэромобиль разобьётся, это сразу поставит крест на всей его концепции на долгие годы. Возможно, поэтому производители аэромобилей так осторожны, и не спешат выпускать сырой продукт на рынок, ведь цена ошибки слишком высока.

В России Фондом перспективных исследований (ФПИ) тоже ведутся разработки аэромобиля. Правда, как он выглядит - пока не известно.

Может быть, как-то так?
Может быть, как-то так?

Хоть аэромобиль и будет всегда являться перспективным транспортным средством, но его эксплуатация всё же существенно сложнее, чем эксплуатация обычного автомобиля. Тут может помочь только полноценный автопилот, когда водитель будет лишь задавать маршрут, а аэромобиль самостоятельно будет туда добираться.

Авто
5,66 млн интересуются