Найти тему

Лайфхак: как научиться чувствовать свой мотоцикл лучше

Оглавление

Статья для новичков, катающих свой первый-второй сезон, повествующая об одном простом способе улучшить свою связь с мотоциклом. Почему-то, этот способ очень редко упоминается в среде райдеров, мотоциклистов и байкеров, хотя работает он почти всегда. И не только с мотоциклами.

Как всегда, оговорка: я всячески поддерживаю тех, кто утверждает о необходимости полноценного обучения на площадке, нескольких десятков часов тренировок на своем мотоцикле, уроков с инструктором в городе и езды первые месяца 2 по принципу «меня все хотят убить». Это все – нужно!

И оговорка 2: если лень читать подводку, листайте вниз. Там кратко описан сам метод. И объяснено, почему это работает.

Фото с сайта keymoto.by
Фото с сайта keymoto.by

Так вот! Есть один маленький секрет, который я осознал не так давно на личном опыте. И вот, прямо поразился тому, как небольшой «лайфхак» может облегчить мне жизнь и сделать дружбу с моим двухколесным другом еще крепче.

Проблемы недопонимания с мотоциклом

На я езжу уже 2,5 года. Сперва катался на кроссовом мотоцикле «мопеде по документам», потом ездил на 250-кубовом китайце стритового подвида и только в июне 2020 сел на круизера средней кубатуры. И так мне этот круизер понравился, что за 3 месяца накатал я на нем почти 3 тысячи килОметров только по городу и ближайшему пригороду. Вот как-то лег он в меня. И, вроде, проблем никаких нет. Но…

Но я замечаю сам за собой излишнюю аккуратность и, даже, робость при заходах в повороты, при разворотах, изгибах дороги. Как казалось, таких метаний при езде на «Стелсе» я не испытывал. При всей понятности Интрудера я побаиваюсь его иногда. Ну не слаживалось полного контакта, как бы я его не любил и не пытался понять.

Я честно выезжал вечерами на парковки с пластиковыми бутылками, крутил восьмерки, делал змейки… Замерял скорость прохождения поворотов, измерял тормозной путь на разных покрытиях. О! Я, даже тестировал степень нажатия на тормоза до блокировки на тех же парковках. Тщетно! Я еду, я маневрирую. Но далеко не так, как мне бы того хотелось. И продолжалось бы так почти вечно, если бы не случай.

Перегони мой байк в гараж

С неделю назад звонит мне хороший знакомый:

- Слушай, тут дело такое, ты мне можешь по-дружески помочь? У меня под подъездом мотик остался стоять, а меня срочно в командировку отправили. Прогноз погоды адовый и оставлять байк стрёмновато. Там ехать до гаража меньше километра: маршрут скину.

Живет мой товарищ не сказать, чтобы далеко. В общем, я согласился. Договорились мы, что ключи я забираю у его сестры вечером.

И вот, стою я с ключами и СТС-кой около чужого мотоцикла, ничем не примечательного Honda CB600 и понимаю: а я не знаю, как им управлять! Я-то в этом сезоне сперва в деревне сидел, а потом на круизере катался, а это – стрит. Да еще довольно бодрый стрит.

Но «раз обещал – женись езжай». Сажусь, аккуратно выкатываюсь на прямую. Ох как стрёмно, непривычно, даже, скажу – неудобно. Еду километров 40-50 в час. В повороты захожу как на первом занятии в мотошколе. Вспотел весь…

Вот, примерно, на такой фиговине я ехал...
Вот, примерно, на такой фиговине я ехал...

Где-то уже на подъезде к гаражу более или менее понимаю, как обращаться с этим зверюгой, приноравливаюсь к тормозам и расположению органов управления. В общем, с потом, страхом, матюками квест выполнил. Отписался приятелю и пошел возвращать ключи с СТСкой.

И вот я уже около того же подъезда, но передо мной уже мой Интрудер.

Сажусь я на него и… Какими-то новыми красками заиграл мой мотоцикл! Как-то по родному принял мою пятую точку и приветливо подставил руль.

А дорога до дома! Каким удовольствием было для меня заходить в повороты, покачивать мотоцикл между рядами, пользуясь низким центром тяжести, ускоряться с повышенной передачи, эксплуатируя крутящий момент! О! Это было блаженство!

Проверка ощущений

В выходные я решил расконсервировать и обслужить свои недомотики. Поставил аккумуляторы, смазал цепи, сдул пылюку, проверил сальники. В общем, навел красоту и порядок. Ну и, естественно, решил немного прокатиться, чтобы смазку разогнать.

Из личного архива
Из личного архива

И ощущения от поездки в первые 500 метров были примерно такими, как на той СиБихе: непривычно, странно, местами неудобно. Но поскольку, мотики мои, то времени и пробега я решил добавить. Вспомнил, попритерся и уже через 10-15 минут вполне себе бодро крутил восьмерочки и закладывал малокубатурники.

Наигравшись всласть, загнал оба недоразумения в гараж и решил усилить удовольствие выходного дня. Каким же сюрпризом оказалось для меня то, что «площадочные» фигуры я стал крутить на круизере намного увереннее и быстрее, чем неделю назад! Вот это «номер», вот это чудеса!

Как это работает

Я бы не был собой, если бы не решил разобраться почему так произошло и как работает этот фокус с учебой через пересаживание на другие мотоциклы.

Стал прислушиваться к себе и понял: опыт вождения техники другого класса и кубатуры позволяет понять особенности именно твоего мотоцикла! Ну какое мне, скажите, дело до факта низкого центра тяжести, если я не понимаю, как этим пользоваться и в чем его преимущества. Или что мне даст знание ширины моего заднего колеса, если я не ведаю, в чем отличие мотоцикла с узким задним колесом. А вот после 2-3 поездок на принципиально другой технике эти особенности становятся очевидными. И ты начинаешь использовать сильные стороны своего байка и подсознательно стараться в стиле вождения нивелировать недостатки.

В моем случае это дало очень ощутимый эффект. Отчасти, видимо, от того, что я уже не совсем «зеленый» райдер, отчасти потому, что катаюсь на своем мотоцикле достаточно продолжительное время.

Так или иначе, «лайфхак» звучит следующим образом:

Если вы хотите прочувствовать свой мотоцикл лучше, научиться маневрировать и ездить более уверенно, не поленитесь: покатайтесь немного на мотоциклах других классов и кубатуры! Если нет друзей и знакомых, готовых доверить вам свою технику, сходите на пробное занятие в мотошколу или на мотоджимхану (где технику выдают).

Есть, конечно, риск того, что ваш собственный мотоцикл разочарует. Или вы поймете, что неправильно выбрали свой класс мотоцикла. Но это, как раз тот опыт, который может спасти кучу нервов, здоровья, а иногда, даже жизнь. И как раз это поможет тем, кто подумывает о бесперспективности своего мотоциклетного будущего остаться на двух колесах!

Заранее прошу опытных и бывалых райдеров не гневаться. Хотя… Любым отзывам и комментариям буду рад!

Как всегда, всем хорошей погоды и ровного асфальта!