Найти тему
АвиаОбоз

Фрегат Экоджет: российский самолет, которого так и не случилось

История самолета Ту-304 началась почти тридцать лет назад

Первоначально Frigate Ecojet позиционировался как двухдвигательный. Фото: Дмитрий Травников/Wikimedia
Первоначально Frigate Ecojet позиционировался как двухдвигательный. Фото: Дмитрий Травников/Wikimedia

История самолета Фрегат Экоджет случилась почти тридцать лет назад. За эти годы российское авиастроение изменило свое видение, поскольку отрасль развивается и появляются новые идеи. Однако конструкторы продолжают работать над идеей объединить возможность широкофюзеляжного самолета с экономичностью узкофюзеляжного.

Разработка самолета широкофюзеляжного среднемагистрального Ту-304 началась в 1991 году. Проектом руководил Валентин Тихонович Климов.

Изначально самолет планировался двухдвигательным. Тогда уже мир начал двигаться к этой конструкции самолетов. Но несмотря на эту тенденцию, руководители проекта изменили проект и перешли на четырехдвигательную схему, получившую название Freejet

На самолет планировалось поставить пермский двигатель ПД-14. Уже тогда этот двигатель предполагался и для другого проекта – иркутского МС-21.

Двигаясь по этому пути, не пришлось бы ждать создания нового двигателя. Кроме того, новая конфигурация позволила бы полностью обеспечить самолет электричеством за счет преобразования избыточной мощности. В сумме 4 двигателя должны были вырабатывать около тысячи кВт

Самолет должно было производить а/о «Консорциум «Русская авиация» (Росавиаконсорциум). Фото: Дмитрий Травников/Wikimedia
Самолет должно было производить а/о «Консорциум «Русская авиация» (Росавиаконсорциум). Фото: Дмитрий Травников/Wikimedia

Валентин Климов в интервью Russian Aviation Insider в 2017 года объяснил, почему было увеличено количество двигателей. Он сказал, что несмотря на то, что двухдвигательные машины в последнее время близко подошли по характеристикам к четырехдвигательным, вариант с четырьмя моторами будет лучше соответствовать задачам самолета.

Четыре мотора естественно проиграют двум, пока не предложат убедительных преимуществ. Так случилось с А340, который не смог предложить таких преимуществ и был снят с производства. В то время как А330 и A330neo вполне успешны.

Климов добавил, что его группа планирует электрифицировать все процессы на самолете. Должны появиться электромеханические и электрогидравлические приводы, электрическая система руления. А так же электрическая система обледенения и кондиционер. Благодаря этим новшествам отпадет необходимость в air-bleed system.

Для справки (из Википедии): Bleed air system — система отбора воздуха, взятого от двигателя для снабжения пневматической энергией различных устройств на самолёте. Воздух, взятый от двигателей, используется на: обогрев поверхностей планера, создание нужного давления в кабине, кондиционирование воздуха в салоне.

В салоне предполагалась уникальная трехпроходная конфигурация. Фото: Дмитрий Травников/Wikimedia
В салоне предполагалась уникальная трехпроходная конфигурация. Фото: Дмитрий Травников/Wikimedia

Команда Валентина Климова подсчитала, что электрификация всех процессов на борту сократит расход топлива на 12 процентов, а также поможет сократить массу самолета до 10 процентов и снизить эксплуатационные расходы на 5-10 процентов.

Вариант с топливными баками только в крыльях, смог бы взять на борт от 250 до 300 человек и преодолевать 4,5 тыс. км. Однако, рассматривался вариант и с центральным баком, с которым дальность полета увеличивалась до 8 тыс. км.

В ЦАГИ рассказали, что одним из главных новшеств будет фюзеляж овальной формы и предполагает устройство трех проходов в салоне. Конструкторы надеются, что это будет удобно для пассажиров.

Крейсерская скорость самолета составит 850 км/ч.

Говоря о проекте, Климов выделяет три момента: самолет должен быть «цифровой», экологичный и малошумный. Кроме того, он считает, что стоимость перелетов должна быть небольшой, потому что только так можно выполнить задачу глобальной мобильности.

Варианты конфигурации салона. Фото: Дмитрий Травников/Wikimedia
Варианты конфигурации салона. Фото: Дмитрий Травников/Wikimedia

О Фрегате Экоджете активно говорили, что он займет часть рынка между узкофюзеляжными и широкофюзеляжными самолетами. Однако потом эти разговоры стихли, поскольку проблемы с двигателем затягивали процесс. Но с изменением подхода и появлением четырехдвигательного варианта, проект вернулся в активную стадию.

В свете нынешней ситуации в авиационной отрасли, будет интересно, выживет ли этот проект. Пока создается впечатление, что программа будет двигаться дальше. Поскольку в нашей стране все большее развитие получают внутренние перелеты, этот самолет может хорошо вписаться в новый тренд.

Есть ли у самолета место на рынке в нынешних условиях? Фото: Wikipedia
Есть ли у самолета место на рынке в нынешних условиях? Фото: Wikipedia

Однако четырехдвигательных самолетов становится все меньше. Производство А380 будет закрыто в конце следующего года. В747 тоже планируется снять с конвейера.

Freejet таким образом присоединится к своему российскому собрату Ил-96, одному из немногих серийных четырехдвигательных самолетов.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Вас может заинтересовать

Убьет ли коронавирус первый класс?

Шедевры искусства в аэропортах мира

Борт номер 1 США – как там внутри. Смотрим

Как Iron Maiden путешествовали по миру на Boeing 757