Думаю, многих ввело в заблуждение название книги. Представляется, что именно дочь палача – этакая Мери Сью 17 века, не в меру эмансипированная для своего времени, – будет вести расследование. Однако вскоре обнаруживается, что главное действующее лицо все-таки не она, а отец героини:
Якоб Куизль – грозный палач из древнего баварского городка Шонгау. Именно его руками вершится правосудие. Горожане боятся и избегают Якоба, считая палача сродни дьяволу… В апреле 1659 года жителей Шонгау охватил ужас. В канун весенних празднеств один за другим погибают дети-сироты. У каждого на плече таинственный знак, похожий на колдовскую отметину. Видит Бог, во всем виновата местная знахарка – старая ведьма Марта Штехлин! Она подозрительно часто общалась с бедными детьми! Якоб Куизль, по распоряжению городского совета, каленым железом должен вырвать из ведьмы признание в совершении богопротивных деяний. Но палач слишком хорошо знает Марту… Он не верит в ее вину и начинает свое собственное расследование.
Более того, означенная дочь палача – Магдалена Куизль – не то чтобы занимает важное место в сюжете. Спрашивается, зачем было называть так книгу? Видимо, для благозвучности. Согласитесь, название «Приключения палача» или «Следствие ведет палач» выглядит несколько странно. Слово «палач» все-таки вызывает не самые приятные ассоциации. Хотя, может быть, в следующих книгах (а серия насчитывает уже 7 томов) акцент сместится на Магдалену. Расскажите в комментариях, если уже их прочли.
Палач в качестве положительного главного героя – явление само по себе редкое. О нем редко когда говорят вне контекста пыток и казней, а между прочим, помимо своих карательных функций, палач выполнял и много другой работы: заведовал уборкой улиц, крышевал проституток, мог обвенчать влюбленных вместо священника, торговать амулетами и даже… заниматься врачеванием (А что? В человеческой анатомии палачи разбирались куда лучше медиков тех лет).
При этом жениться палач мог исключительно на дочери другого палача, отсюда возникали целые палаческие династии. Потомком одной из них и является автор книги. В семейном архиве Оливера Пётча хранится письмо его пра-пра-пра (что уже говорит о предке как об образованном человеке), в котором тот жалуется, что ему не позволили сдавать медицинский экзамен в университете. Этот реальный человек и послужил прототипом для главного героя.
За книжным Якобом Куизлем приятно наблюдать. Он умен, в меру язвителен. В молодости пытался обмануть судьбу и оставить кровавое семейное дело, но судьба распорядилась так, что Якоб попал в наемники и на военно-мародерском поприще пролил куда больше крови, нежели это делает по закону палач. Разочарованный, он вернулся в родной город, продолжил семейное дело, обзавелся женой и тремя детишками.
Преступления в небольшом городке совершаются не так часто, поэтому у палача много свободного времени. Вместе с женой и дочерью Магдаленой Якоб занимается заготовкой лекарственных растений (как говорится, и лечит, и калечит). В вопросах лечения горожан палач успешно конкурирует с местным лекарем Бонифацием Фронвизером, который только и способен что прописать кровопускание да слабительное.
Якоб держит в доме запрещенные новаторские книги по анатомии и хирургии и не особенно беспокоится, что из-за них к нему нагрянут, – статус палача неплохо защищает.
В общем, герой хорош всем, кроме периодических запоев. Работа, знаете ли, нервная и неблагодарная…
Поскольку Куизли – изгои в городе, друзей у них не так много. Это уже упомянутая знахарка Марта Штехлин и сын лекаря – Симон Фронвизер. Такие вот «трое против всех».
Симон часто приходит к палачу в гости: почитать редкие книги, да и что уж скрывать – пообщаться с его дочерью Магдаленой. Ратующий за честь дочери Якоб временами шугает Симона, но не то чтобы уж очень активно.
Симон сыграет важную роль в сюжете, поскольку, как и Якоб, также будет заниматься расследованием.
Противопоставление отщепенцев остальным горожанам – в своем большинстве темным, озлобленным и алчным – вкупе с атмосферой баварского городка 17 века – это, несомненно, сильная часть книги.
Пожалуй, больше всего впечатлений оставила трагическая дилемма Куизля – то, что он стремится доказать невиновность Марты, но при этом вынужден сам же ее пытать, поскольку городскому совету для успокоения народа нужно срочно выставить кого-то виновным, а знахарка – идеальная цель для этого.
Очень атмосферным вышел и пролог книги, рассказывающий о событиях, развернувшихся за 35 лет до основной истории. Нам показывают отца главного героя, его человечность по отношению к приговоренной, и то, как ребенок-подмастерье палача мирится с тем, что должен приносить страдания и смерть. Или же не мирится…
Автор мог бы поднять серьезные темы для раздумий, но дальше простого детектива идти не рискует.
Забавный факт: чтобы лишний раз подчеркнуть просвещенность Симона и Якоба, писатель наделяет первого привычкой пить новомодный заокеанский кофе, а второго – курить табак. Описания злоупотреблений получились «вкусными», но очень уж часто мелькают в книге.
Видно, что у Оливера Пётча это первая книга и он откровенно не уверен в себе. Добавил перед прологом раздел «Действующие лица», будто бы у нас какая-то пьеса. Так уж вышло, что первые четыре главы я прослушала в аудиоформате и продираться через весь этот поминальник было достаточно неудобно.
Возникает ощущение, будто Пётч решил перестраховаться и сделал такой вот костыль: забудет читатель, кто этот персонаж, – подсмотрит вначале. Это было излишним, потому как автор в тексте неоднократно напоминает, что, к примеру, эпизодический персонаж Йозеф Гриммер – это извозчик, а Карл Земер – хозяин трактира.
Ну, тут понятно, но ЭТО вот что?
Я прямо вижу, как на этих строчках автор сжался в комочек и слезливо просит: «Только не бейте!» Вы представляете, чтобы Вальтер Скотт или Александр Дюма писали такие вот «явки с повинной» – в то время как ради сюжета оба делали художественные допущения?
Подача текста в некоторых местах тоже вышла спорной. Меняющийся фокал – штука хорошая, поскольку позволяет видеть события глазами разных героев и восполнять пробелы в информации, если один персонаж чего-то не знает. Только вот переходы должны быть четко обозначенными, лучше всего, чтобы их разделяли главы. У Оливера Пётча переходы вышли достаточно резкими. К тому же освещать события от лица УБИЙЦЫ в детективе – так себе затея.
Вот у нас есть жестокие убийства детей. Немногие свидетели видели жуткого незнакомца с костяной рукой, которого прозвали «дьяволом». Эти подробности нагоняют атмосферы. А затем нам встречается это:
Атмосферы как не бывало. Ясно же: никакой перед нами не демон – всего лишь наемник.
Из-за перескока на фокал заказчиков я уже к середине книги начала догадываться, кто бы это мог быть.
Ну, и самое возмутительное – обрыв батальных сцен. Вот Якоб Куизль вступает в схватку со смертельно опасным противником, атака… и всё! Была бы история фильмом, здесь бы сделали драматическое затемнение. В следующей сцене Якоб предстает перед нами уже в другом месте и чуток потрепанным после боя. Как ему удалось победить? А фиг его знает! Редакторы, вы вообще куда смотрели?
В общем, задумка интересная, в атмосферу и детектив Пётч, несомненно, могёт, но подача у него временами хромает.
Для себя решила, что буду читать продолжение – хотя бы просто, чтобы понаблюдать: автор учтет свои ошибки или наоборот, будет деградировать?
_____________________________________________________________________________________
Сериал «Чума»/ «La Peste»: дело ведет еретик
Сериал «Имя розы»-2019: когда средневековый мужской монастырь тот еще серпентарий!
Книга «Огненный ангел»: о жестокой любви, набожной ведьме, зачарованном рыцаре с наклонностями мазохиста, ангеле и инквизиции
Сериал "Грешница". Первый сезон: что скрывает подсознание
Сериал "Настоящий детектив" (первый сезон): когда смакуешь каждый кадр!
Понравилось?)
Ставьте лайк. Лайки не обязательны, но приятны и крайне мотивирующи для автора.
Хотите еще мистики, книг, сериалов, комиксов, игр и злобно-латинских измышлений о жизни - подписывайтесь.)
Заходите в нашу группу ВК - там у нас своя атмосфера.)