Я детский психолог и много лет наблюдала детей в период адаптации в детском саду, школе, на тренингах.
Что важно для ребенка во время адаптации к новому месту или новой группе?
⠀
- Подтверждение и принятие чувства беспокойства, волнения, тревоги у ребенка. Это нормальные здоровые переживания при встрече с НОВЫМ. Естественная реакция человека на ситуацию неизвестности. Ребенок еще не знает, кто его встретит в новом месте, чего от них можно ожидать, как ему с ними будет. Поэтому имеет право – волноваться, беспокоиться.
Когда родитель говорит «Не волнуйся!», «Чего ты нервничаешь? Это ерунда» - ребенок встречает обесценивание своих чувств, может начать стыдиться этих переживаний и скрывать. Появляется напряжение. Оно будет ребенку мешать взаимодействовать, заниматься деятельностью.
Лучше сказать: «Ты волнуешься. Это нормально. Я тоже волнуюсь, когда встречаюсь с новыми людьми». В качестве поддержки хороши слова «Я тебя люблю», «Я тебя всегда поддержу и помогу».
⠀
- Если есть возможность заранее приехать в новое место и познакомиться с ним, это хорошо. Осмотреться, познакомиться с педагогом или воспитателем. Походить по территории, узнать что где находится.
⠀
- Облегчает адаптацию рассказ родителя о новом месте. Что, где и как будет проходить. Можно проговорить и представить весь процесс в группе от порога до ухода. Чтобы ребенок прожил в рассказе первый опыт нахождения в новом месте (в виртуальном варианте).
⠀
- Ощущение уверенности и безопасности усиливает знание правил, которые есть в этой группе или в этом месте. Поэтому взрослому самому важно об этом узнать. Что можно и чего нельзя в этом месте. Рассказать и обсудить с ребенком.
⠀
- Педагогам, воспитателям, вожатым важно помочь ребенку в адаптации. С ним важно проговорить о тех чувствах, которые он испытывает (волнение, страхи, беспокойство). Сказать о том, кто и как ему может оказать помощь, если возникнет какая-то трудность. Спросить, что ему не понятно, что волнует?
⠀
- Во время адаптации важно снять все остальные нагрузки. Адаптация занимает много психических сил. Поэтому оставшееся время - время отдыха, восстановления, релакс. Время обсуждения и рассказов дома, время проговаривания чувств, которые ребенок проживал в новом месте.
Мягкой адаптации вам и вашему ребенку
Полезные рекомендации помогут другим родителям, поделись статьей!)
Детский и семейный психолог