История советского автопрома знает немало экспериментальных автомобилей, которые покоряли сердца автолюбителей или же проходили незамеченными, практически не выходя из конструкторской мастерской. Миниатюрный грузовичок «Муравей», оправдывающий свое название, заслуживает отдельного внимания в ряду экспериментальных авто 60-х годов прошлого века.
Рисунки оживают
Инженер Ивченко вспоминал, что однажды к нему пришел художник Молчанов и показал рисунки небольшого грузовичка, которые настолько впечатлили инженера, что он захотел попробовать собрать подобный автомобиль в реальности. И к 1966 году тандем творческой идеи и инженерной мысли дал результат.
«Муравей» поражал своей компактностью для грузового транспорта, оригинальной конструкцией и достаточно мощными возможностями.
Достойный транспорт для трудового народа
Сам по себе автомобиль не имел какой-то замысловатой конструкции. Место водителя было сильно выдвинуто вперед, что позволяло сделать кузов четырехместным, а при отсутствии пассажиров, возить в нем груз. Впрочем, под сидениями были обустроены багажники для дополнительной тары. Сам кузов был сделан из фанеры, оклеен тканью и поставлен на сварной металлический каркас.
Спереди и сзади автомобиля были установлены мосты от мотоколясок. В качестве ветрового стекла использовалась рама из трубы, изогнутой по контуру стекла и само стекло, как у Москвича-407. Щиток приборов и датчиков был сделан из листа стали, такие же листы закрывали мотор сверху и снизу.
Внешне грузовичок действительно напоминал муравья поэтому, видимо, создатели и дали ему такое имя. При этом он обладал характеристиками, не уступающими своему живому «коллеге». Автомобиль мог спокойно проехать по любому дорожному покрытию, неровностям и сельской дороге, при этом не было риска, что он опрокинется или свалится в кювет.
Но самое главное его достоинство – это соотношение скоростного режима и мощностей. При полной загрузке «Муравей», обладая мощностью в 14 лошадиных сил благодаря двигателю от мотоцикла ЯВА-354, мог разгоняться до 70 километров в час.
Мгновения славы
Экспериментальный автомобиль «Муравей», придуманный художником Эдуардом Молчановым и воплощенный в жизнь инженером Олегом Ивченко, был сделан в единственном экземпляре и, к сожалению, до наших дней сохранился лишь на фотографиях и кинопленке.
Жители и гости российской столицы могли наблюдать его в различных автомобильных экспозициях, и даже кино. «Муравей» неоднократно принимал участие в парадах, демонстрирующих полет инженерной мысли и оригинальность советского самодельного транспорта.
Но потом пришло время забвения. Какой-то период «Муравья» активно использовали для перевозки кондитерской продукции, а после поставили на хранение в гараж. Там-то он и нашел свой печальный конец. В одну из теплых зим крыша гаража не выдержала продолжительных осадков и рухнула, погребя под собой компактный грузовичок. После разбора завала от «Муравья» остались лишь отдельные детали – руль, эмблема и еще часть конструкции. Восстановить автомобиль было уже невозможно.
Сегодня этот аппарат можно встретить на улице благодаря тому, что чертежи были размещены в одном из научно-популярных журналов. Умельцы собирают "Муравей" своими руками. При этом каждая машина получается по-своему уникальной. Автомобили, на фотографиях это работа народных умельцев.
Не забудьте подписаться на наш канал - СамАвто