Я смотрела фильм «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986) где-то в 1988 году и очень тогда удивилась, почему хорошо устроенная, красивая, неглупая женщина так мается. По сюжету работница ателье и частная портниха Клава (Ирина Купченко) настолько мучается одиночеством, что готова написать объявления с текстом, вынесенным в название фильма.
Это сейчас девушки и дамы чрезмерно активны в плане встреч и «отношений», тусуются на всяких сайтах знакомств и флиртуют в соцсетях, а тогда – не вышла замуж до 30, всё – дальше трудно. Если познакомят с вдовцом - считай повезло. Что меня удивило? То, что стройная, моложавая красавица не может найти мужа? Не это.
Она много зарабатывает – не столько на основной работе, сколько заказами (в те годы был дефицит модной одежды, и «кутюрье»-надомники имели больше, чем иные директора заводов). У неё своя квартира – то есть нет кучи родственников, живущих нагло и шумно. Никто над ухом не врубает музон и не ставит свои условия. Да, квартира – отменно обставлена и ухожена.
Я заметила очень дорогую мягкую мебель – у нас была ровно такая же, и мы её «доставали» через знакомых. Красные кухонные шкафчики – супер. Гарнитур «стенка» не самый престижный (были круче варианты), но весьма неплохой, с так называемым «баром». Но меня тогда поразило полное собрание книг из серии «Библиотека всемирной литературы».
Это же хватило бы чтения на всю оставшуюся жизнь! Но нет. Клава предпочитает депрессовать и ожесточённо драить полы после каждого визита гостей – прошеных и не очень. Это был тренд 1970-1980-х – изображать «упакованных», как тогда говорили женщин 30-45 лет несчастными из-за отсутствия в их жизни Принца Гоши. И почему-то Принц должен быть именно попивающим и более низкого статуса.
Или – невысокого полёта, по крайней мере. Представить, что начальница или модная портниха могут нормально жить в одиночестве или же - выбрать (да и вообще – найти) себе ровню, было попросту невозможно. Будто стоял какой-то негласный запрет на «счастье» для таких персонажей. Не нашла любовь в студенчестве - грусти-рыдай осенним дождём.
Им предлагалось брать, что есть и потом – лепить Принца (сама-сама). И вот в жизни Клавдии появляется пьющий и бездомный по факту Валентин – бывший артист цирка (Александр Збруев). Надо сказать, он довольно интересный человек и даже много интеллектуальнее Клавы – его речь гораздо лучше поставлена, он сыплет цитатами и вообще занимателен, как личность.
Все против того, чтобы Клава его спасала, и финал – открытый. Неясно, будет ли продолжение. С другой стороны, у Клавы так много лишней энергии, что она может поднять Валентина из грязи, куда он упал. Не из любви даже, а из человеческого сострадания. Мужчина вроде бы готов меняться. Но надо ли это Клаве?
- А как вы считаете?
Zina Korzina (c)