Говорят, что на пирах у московских царей подавали очень много разных блюд. И гости знали, что лучше не останавливаться на одном или двух, даже если они очень понравились. Потому что наешься и попробовать что-нибудь другое не сможешь. Будешь сидеть и хлопать глазами.
Опытные ходоки по пирам знали: нужно всего «вкушать» по кусочку. Только тогда можно оценить все «полотно» царского пира.
Мы, их потомки, этого не помним. И готовим к новогоднему столу столько всего, что приходится выбрасывать. Например, разные салаты. Первое и второе января у нас, как говорится, доедальные дни.
Некоторые люди, которым жалко выбрасывать, могут даже отравиться.
В одной семье делают так: готовят всего понемногу, как на царский пир. Например, на троих человек. Несколько ложек – не больше – разных салатов. Овощные, крабовые, рыбные, оливье. Еще какие-то. И все знают – только попробовать. Причем к столу выдумывается что-то новое. Для этого смотрят интернет.
То же самое касается и горячего. Запеченная рыба – как какая-нибудь форель, говядина с черносливом, кусочки индейки, особо приготовленной.
Пекутся пироги – немного. Сладкий, с печенью, с рыбой.
Покупаются конфеты по десять примерно штук. Названий 15. А еще несколько видов мороженого.
Точно рассчитывается на каждого, кто будет сидеть за столом. Чтобы, извините, обожраться, такого нет. Просто к концу новогодней ночи люди и насытились, и оценили по достоинству каждое блюдо.
Посуду можно сразу помыть. И она убирается в шкаф. Можно танцевать, или пойти на улицу полюбоваться салютом. Или поиграть.
Вот такая у них традиция.
Между тем моя соседка, которая работает на кассе в крупном супермаркете, рассказывает, что наш народ закупается с середины ноября. И видно, что именно на новогодний стол. За один визит некоторые «отдают» сразу по двадцать тысяч рублей.
В прошлом году мы с внучкой гуляли. Вечером проходили мимо помойки, и видели горы выброшенного салата. Горы! Бродячие собаки радовались большим кусками недоеденной курицы. Это было второго января.
У кого-то, я сейчас не помню, прочитал выражение – «кладбище еды». И с тех пор его вспоминаю, когда вижу выброшенные продукты. На радость бродячим собачкам.