Найти в Дзене

Аэросани «Север-2» или как «Победу» поставили на лыжи

Уже всем очевидно, что советские конструкторы, в условиях своего времени, создали достаточно много изобретений, которые и сейчас удивляют современников. Так, когда поступил заказ на изготовление
снегоходов, доступных населению страны, инженеры, недолго думая, в который раз решили взять всем известную «Победу» и «поставить» её….. на лыжи.

Всё началось после окончания Второй мировой войны. Тогда аэростроение находилось в упадке. На протяжении 15 лет предприятия не построили ни единого аппарата, столь необходимого для северных регионов государства. Ничего не оставалось делать, как привлечь другую команду специалистов. За претворение идеи в жизнь взялись сотрудники конструкторского бюро Н.И. Камова. В январе 1958 года приступили к созданию ходового макета, а в 1959-м началось массовое изготовление агрегатов.

-2

По техническому регламенту, утверждённому Министерством связи, в машине предусматривалась отапливаемая кабина на 2-х человек. Агрегат предусматривалось использовать для доставки писем в труднодоступные регионы. Кабина от грузового отсека отделялась перегородкой с небольшим окошком. Грузовое отделение было рассчитано на перевозку 500 писем по снегу, глубиной 200-300 мм.

Снегоход представлял собой гибрид легкового автомобиля «Победа» с лыжами и двухлопастным пропеллером. Благодаря чему устройство могло быстро тормозить и двигаться задним ходом. Подошвы лыж подбили фторопластом, не примерзающим к снегу. Аэросани проезжали 12-15 тысяч километров в год, их средняя скорость составляла 30-35 км/час для почтовых трасс, а мощность двигателя АИ-14Р ровнялась 260 лошадиным силам.

-3

Осенью 1959-го первые агрегаты отправили заказчику в Комсомольск-на-Амуре. В процессе эксплуатации выявились существенные недостатки: непригодность автомобильных узлов – подвески и кузова, при движении они быстро изнашивались. В Ненецкой окружной конторе аэросани попали в аварию, так, что люди чудом остались живы. Для устранения всех недостатков переделали конструкцию лыж, усилили кузов и прочее. В 1960-1961 годах изготовили 100 экземпляров техники.

В Хабаровске заблаговременно подготовили гаражи для «Север-2», и организовали курсы водителей этих аппаратов. В ряде других регионов даже не позаботились о развитии соответствующей инфраструктуры, не говоря уже о запасах горюче-смазочных материалов. Средства передвижения круглый год находились под открытым небом, что отрицательно сказалось на их работоспособности. За 4 зимних сезона (1960-1963 гг.) общий пробег всех машин составил более полутора миллионов километров. В 1964 году модель сняли с производства. Один из сохранившихся образцов сейчас находится в музее военно-воздушных сил России, в Монино.

Современный автопром также стремится удивить и сделать современную жизнь активнее и комфортнее. А подобрать свой автомобиль в лизинг вы можете на сайте.

Авто
5,66 млн интересуются