Найти в Дзене
Smapse News: Образование и наука

Как выйти из педагогического паралича

Оглавление

Почему авторитарная педагогика приносит больше разрушения в современные школы, нежели пользы? Могут ли современные дети создать собственное демократическое общество? Ответы в статье.

Зачем огород городить?

С каждым городом всё больше и чаще в школах и лагерях, в олимпиадах и форумах, в которых принимают участие дети, организаторы стараются как можно скорее познакомить детей друг с другом, дать узнать друг друга получше, чтобы со спокойной душой переложить управление на плечи этих самых детей.

Подростки с удовольствием начинают создавать правила, выбирать командиров и капитанов, лидеров, спикеров и министров. Они совершают на пути множество ошибок, переполоха и шума. Однако в результате они приходят к разумным и грамотным решениям, которые не всегда доступны даже взрослым.

Но на пути к этим разумным и логичным решениям случается множество ошибок и недоразумений, которые могут быть разрушительными для лагеря, форума или конференции. Поэтому многие педагоги старой закалки недоумевают, зачем нужно городить огород, передавая зачем-то права детям, когда можно быстро и без лишнего шума ежовой рукавицей наказать несогласных, похвалить послушных. Этот способ объективно занимает меньше времени и средств.

Ценность ошибки

Кнут и пряник в детском обществе существуют уже много лет и не одно поколение учителей считало и считает, что двойка и пятерка – лучшие способы обучения и воспитания детей. Однако мало кто задумывается, что все эти условия являются шорами, не позволяющими ребенку реально увидеть мир и оценить свои возможности.

-2

Изначально авторитарный способ обучения произрастает из опасений и страхов учителя относительно того, какой урон ребенок может нанести сам себе и окружающим. В дальнейшем цена ошибки объективно уменьшается, ребенок уже не может отрезать себе палец, зато он может отрезать бумагу не по пунктиру и тогда придется потратить ещё один шаблон на него и так далее. Для учителя становится приоритетна цена убытка, в случае ошибки со стороны ученика. Поэтому педагог всеми возможными способами запрещает, наказывает и пресекает попытки ребенка поступить не так, как он говорит.

Однако в этот момент учитель мало задумывается о ценности ошибки для ребенка. Популярно предполагать, что для ребенка ошибки – «как с гуся вода» и не столкнувшись с мгновенным наказанием ребенок не расценит ошибку как таковую. Однако подростки вполне в состоянии осознать, что сонливость на уроке репетитора из-за бессонной ночи в компьютере может стоить им поступления в университет мечты.

Действительно, иногда осознание ошибки и поиск правильного решения у подростков занимает несколько больше времени, чем предполагают взрослые, уже знающие правильные ответы на все вопросы. Однако это не означает бессмысленность этого процесса и необходимость железной руки в воспитании. Педагог может выступить не только тираном, но и добрым советником, помогающим построить причинно-следственные связи и разработать варианты решения проблем.

Цена скорости

-3

В современном мире скорость иногда становится ценнее эффективности и люди охотно покупают паршивый кофе быстрого приготовления, не дожидаясь приготовления качественного напитка из молотых кофейных зерен. Однако недопустимо такая же позиция в отношении образования современных детей. На данный момент в мире востребованы люди, способные самостоятельно управлять собственной деятельностью и не боящиеся совершать ошибки и искать иные пути решения. Поэтому авторитарная педагогическая позиция, поощряющая и взращивающая послушных и безынициативных людей, опасающихся, как их учителя, потерять силы и ресурсы в случае ошибки, на сегодняшний день не даст желаемых результатов.

К огромному сожалению тех учителей, которые надеялись отделаться «малой кровью» и научить детей поступать правильно, просто рассказав им как надо делать и запретив поступать как не надо, для развития современного общества необходимо будет потратить значительно больше времени и сил, а главное – ресурсов, чтобы научить детей самостоятельно приходить к правильному решению.

Резюме

Истина, как известно, рождается только в споре, а значит только путём проб и ошибок человек может научиться поступать правильно, не утратив широту взглядов и кругозора. Поэтому подросткам необходимо оставлять место для ошибок, учитывая при организации мероприятия и затраты ресурсов, и затраты времени. Запреты и авторитарная педагогика не смогут дать детям той решительности и самостоятельности, которую они могут развить в себе сами.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Почему работать врачом становится всё страшнее: говорят выпускники российских вузов

Можно ли закончить школу и сдать ЕГЭ без репетитора?

6 странных вещей из прошлого, которые сегодня выглядят практически неузнаваемыми