В этой статье я хочу рассмотреть тему мифической линии Зеленоградского метро.
Немного истории. Зеленоград — первый город-спутник Москвы, основан в 1958 году, численность населения города Зеленоград на 2020 г – 250 453. Если верить статье на zelenograd.ru, линию метро в Зеленоград обещали построить еще с самого его основания - от Хрущева (от Речного вокзала) до Лужкова (легкое метро от Митино). В наше время, Собянин объявлял о появлении метро в Зеленоград по сути 2 раза, когда запустили "Ласточку" и при начале строительства МЦД-3.
Что сейчас?
Чтобы добраться из Зеленограда в Москву и обратно, есть несколько вариантов.
1. "Ласточка"
На данный момент это самый быстрый способ передвижения. Среднее время пути - 30-35 минут до Ленинградского вокзала, где расположена Комсомольская - станция Кольцевой линии Московского метро. Ба, да это же чудо, примерно такое же время тратит житель конечной станции метро в Москве, чтобы добраться до Кольцевой станции.
Рассмотрим гипотетическую ситуацию. Двум жителям Москвы районов Крюково и Метрогородок (м. Бульвар Рокоссовского) понадобится встретиться на Комсомольской, чтобы потом вместе нескучно ехать на событие в центре Москвы (допустим в театр), поесть, погулять, а после заехать к жителю Метрогородка и посидеть у него дома. Я думаю понятно, почему досуг они будут проводить не в Зеленограде, если не понятно, то Зеленоград - по сути спальный район, утыканный Пятерочками и здесь не происходит ровным счетом ничего, в плане досуга. Получается, что зеленоградцу нужно всего лишь выйти на 20 минут по-раньше и они оба будут на Комсомольской в одно время ±5 минут, дело в шляпе, никаких проблем. Это победа и Собянин был прав, метро в Зеленоград есть. Но, "хрена с два!" ©. Если житель Метрогородка выйдет в любое удобное для себя время, примерно понимая время в пути от дома до нужной станции метро, то москвичу из Зеленограда, нужно посмотреть расписание Ласточек, а ходят они совсем не как метро, каждые 2-3 минуты, а в среднем каждые 20-30 минут, периодически бывают окна на полтора часа. Поэтому тут как повезет, возможно для идеальной поездки и не будет нужной Ласточки, поэтому нужно будет выходить раньше, как и из-за расписания Ласточек, так и из-за того, чтобы не опоздать на конкретную Ласточку по расписанию, поскольку может долго не приходить автобус до станции Крюково и т.п. В то время, как москвич из Метрогородка этими проблемами не страдает, если у него долго не будет приходить трамвай или автобус, то он не опоздает, составы метро прибывают на станцию каждые 1,5-3 минуты, не успел на этот, сейчас придет следующий, ничего страшного. В итоге зеленоградцу в любом случае нужно выйти с запасом в 15-20 минут, чтобы точно успеть на конкретную Ласточку. А эти запасные минуты почему-то многими не учитываются, это время нужно прибавлять к времени пути и уже получается не 30-35 минут, а 45-55. Ожидание электрички также оставляет желать лучшего, видимо также, как зона комфорта заканчивается порогом входной двери квартиры, так и Ласточка имеет комфортное пребывание только внутри себя, станция же Крюково не имеет ни крыши над головой, ни стен по бокам, если лето - то будешь потеть, если дождь - ютиться под мостом или в переходе, если зима - мерзнуть, если ветер или метель - будет поддувать и т.д. Станция метро имеет комфортные условия пребывания круглый год. Погода и другие внешние условия также не в пользу путей, по которым ходит Ласточка, метель, обрушение моста, несчастный случай на путях и все, движение парализовано на весь день, в метро тоже бывают несчастные случаи, но они не парализуют движение поездов на такое время. Но и это не все, житель Метрогородка для поездки в центр Москвы потратит 42₽ за наземный транспорт и 23₽ за пересадку на метро — 65₽, а житель Зеленограда - 42₽ за наземный транспорт, 215₽ за Ласточку и 23₽ за пересадку на метро — 280₽. И соответственно на обратную дорогу все это умножается на 2. Минимум за день на транспорт один потратит 130₽, а другой — 560₽. А если зеленоградец заедет в гости к жителю Метрогородка, то спокойно посидеть у него он не сможет. Ему снова нужно ориентироваться на расписание Ласточки. Он не может просто сказать: "Ну все, классно посидели, я пошел", нет, ему нужно выйти в конкретное время, на конкретную Ласточку, да еще с запасом, чтобы точно не опоздать. В среднем, последняя Ласточка уходит в 23:30 от Ленинградского вокзала. Если позже, то это либо медленная электричка до 12 ночи, либо 400-ый автобус до часа ночи, либо такси за ~800₽ (эконом). Житель Метрогородка в подобной ситуации всегда знает, что у него есть метро, которое ходит до часа ночи, есть ночные маршруты автобусов, есть такси или каршеринг, которые обойдутся в среднем дешевле 800₽ (все зависит конечно от точки начала маршрута).
В итоге зеленоградец не смотря на статус москвича, для поездки в Москву тратит минимум в 4,3 раз больше денег, чем житель другого района Москвы, так еще и не имеет такого же уровня комфорта для передвижения в виде отсутствия тактового движения и ужасного вокзала. Если бы Ласточка в Зеленоград была точной копией МЦК, то тогда можно было бы сказать, что это и есть метро в Зеленограде и то с огрехами, но то, что есть сейчас — это скорее пригородная электричка повышенного комфорта, но никак не метро!
Плюсы
- Время пути
- Комфортная поездка
Минусы
- Расписание и сопутствующие ему проблемы (огромные окна, необходимость запаса времени, чтобы успеть на конкретный поезд)
- Высокая зависимость от погодных и других условий
- Стоимость (430₽ туда-обратно)
- Отсутствие льгот-скидок за пересадку на метро (84₽ туда-обратно)
- Время работы движения поездов не соответсвует метро, первый поезд в 6 утра, последний в 23:23
- Станция ожидания открытого типа
2. Автобус 400э
Древнейший маршрут Зеленограда. Сейчас он ходит по другому маршруту, нежели 60 лет назад. Раньше 400-ый ходил от Площади Юности, делал крюк по городу и выезжал на Ленинградское шоссе, далее по прямой до конечной станции - метро Речной вокзал. Как работал маршрут тогда, сложно сказать, может кто-то в комментариях расскажет, но во времена СССР не было такой острой проблемы с пробками на Ленинградке и доезжал он скорее всего минут за 40. Сейчас, пройдя несколько итераций, автобус переименован в 400э (экспресс) и ходит по маршруту от остановки Магазин Океан (раньше это была вторая остановка после Площади Юности), далее делает крюк по городу, делая несколько остановок, выезжает на М-11 (в этот момент превращается в мини-метро) и по ней до станции метро Ховрино.
400э — маршрут, который даже больше близок к званию "метро в Зеленоград", чем Ласточка. Потому что ходит автобус фактически тактово, как метро, каждые 3-5 минут. Стоимость такая же 42₽ + 23₽ пересадка на метро или другой маршрут. Время начала и конца движения, синхронизировано с метро, т.е. на 15 минут раньше и позже закрытия, чтобы успеть приехать и уехать к закрытию/открытию метро и наоборот. Время в пути составляет 35-40 минут. Путь по большей части располагается на платном шоссе М-11, где нет проблем с пробками и проблемами с погодными условиями и несчастными случаями. Так что время пути почти гарантированно будет таковым всегда. Идеальным было бы наличие выделенных полос для ОТ на участке, по которому идет маршрут 400э в Зеленограде, на Центральном проспекте и Савелкинском проезде это можно сделать хоть сейчас, выделив одну полосу из трех, а на Московском проспекте придется делать третью полосу с каждой стороны, поскольку одной для общего пользования там будет маловато, но благо место для этого есть.
Но с 400э есть и проблемы. Маршрут затрагивает только 1/3 города, а продлевать его, например до Крюково, не имеет смысла по многим причинам, вплоть до исторических. А также страдает от перегруженного пассажиропотока, очереди настолько огромные, что в среднем подойдя на остановку, поедешь на третьем автобусе, бывают и такие новости Очередь на 400: новый рекорд. Еще дискомфорт создают двойные очереди, общая и для тех, кто готов ехать стоя. И ждать автобус придется не под остановкой, которые там кстати обновили, а рядом с остановкой со всеми последствиями от погодных условий (в Зеленограде) из-за понятия очереди на автобус, либо чуть лучше, под огромным навесом в Ховрино.
В итоге удивительно, но автобусный маршрут организован лучше хваленой Ласточки, а часть маршрута на М-11, это вообще мини-метро, но все это только для жителей 1/3 города и с сумасшедшим пассажиропотоком.
Плюсы
- Тактовое движение
- Время пути (часть пути на М-11, как мини-метро)
- Стоимость
- Льгота/скидка за пересадку на метро
- Синхронизированное движение с метро
Минусы
- Доступно только для 1/3 жителей города
- ОЧЕРЕДИ, огромные очереди и само их существование, как класса
- Конечная маршрута находится на конечной станции метро и не пересекается с другими линиями метро (нивелируется существованием МЦК)
Кажется, это все маршруты. Однако кто-то может заметить, есть же еще другие варианты на ОТ. Да, они как бы есть, но их вроде и нет смысла упоминать в статье про метро, но ладно, постараюсь по-короче.
3. Электричка обычная и комфорт
Электричка, она и в Африка электричка. Ходит по расписанию, но это не точно. В любой момент можно услышать дежурное "...приносим свои извинения за доставленные неудобства". Обычная и комфорт отличаются старым и новым подвижным составом. Новые - это те же Ласточки. Стоимость проезда до Комсомольской – 130₽, до Лихоборов и Ховрино – 75₽, время в пути 50-60 минут и 30 минут соответственно. Просто худшая версия Ласточки. Беги, а то не успеешь, а следующая через полчаса.
4. Автобус 400
Маршрут 400-ого похож на старый маршрут 400э и 400, до ввода в эксплуатацию М-11, только начинает движение со станции Крюково, проходит по Панфиловскому проспекту, поворачивает на Центральный проспект, а дальше по знакомому крюку на ЛенингрАДское шоссе и по прямой до Речного вокзала, с заездом к станции метро Беломорская. Ходит примерно каждые 30 минут на деле из-за пробок два автобуса могут прийти с интервалом 15 минут, а потом отсутствовать 50 минут, даже по самому Зеленограду время в пути может занять минут 40, а если на Ленинградке пробки, то общее время может составить 1,5 часа и более. Из плюсов только остановка у Мега-Химки.
5. Автобусы 400к и 400т
Эти два маршрута, жалкие попытки клонирования 400э. Предназначены для жителей "новой" части города. 400к (красный) едет от крайней точки 14 микрорайона до метро Сходненская с остановками у метро Пятницкое шоссе и Митино, 400т (Тушино) от крайней точки 17 микрорайона до метро Тушино, с остановкой в Крюково и у метро Пятницкое шоссе. Второй клон оказался чуть лучше первого, поскольку ходит примерно каждые 15 минут. 400к - каждые 30 минут. Общее у них то, что они едут через Пятницкое шоссе. Это шоссе состоит из одной полосы в каждую сторону и красных пробок на 60-70% участка в часы пик. А еще их роднит огромное количество остановок - 30! Хотя учитывая пробки на Пятнице, эти остановки особо и не заметны.
Про то, что 400т ходит каждые 15 минут, это конечно только в расписании, на деле из-за ситуации с пробками, может легко оказаться, что 2 автобуса едут вместе, а потом 30 минут не будет ни одного, а потом еще приезжает два или один и опять долго нет. Бывает, что ходят 3 автобуса вместе (два 400т и один 400к), потом через 5 минут приезжает еще один 400т, а потом автобусов нет 40-50 минут. Ну вообщем вы поняли. Такого же бреда с очередями, как с 400э нет, но вот потолкаться, залезая в набитый автобус, а потом стоять на одной ноге и выходить каждую остановку, чтобы кого-то выпустить, придется с огромной вероятностью. Стоимость 42₽ и 23₽ за пересадку на метро. Время пути 400к - 50 минут до Пятницкое шоссе и 1 ч 5 минут до Сходненской, 400т - 55 минут до Пятницкое шоссе, 1 ч 10 минут до Тушинской. Но это если нет пробок, если не повезет, можно и два с половиной часа ехать. Как-то улучшить данные маршруты не представляется возможным, пустить больше автобусов? Просто будет больше автобусов стоять в пробке. Расширить данное шоссе невозможно, из-за близости частных территорий и построек. Расширять там, где возможно, ну будут бутылочные горлышки, все как стояло, так и будет стоять. Спасет только строительство нового шоссе, но о планах его строительства не слышно. Но даже если оно появится, оно обязательно должно иметь по одной полосе для ОТ в каждую сторону, чтобы не зависеть от пробок.
6. Личный транспорт (не ОТ, но все же)
Есть 3 пути - Ленинградское шоссе, Пятницкое шоссе и платная М-11. Первые два, это нескончаемые пробки в часы пик, М-11 стоит 340₽ в одну сторону, итого 680₽ (650₽)в день.
Что будет дальше?
МЦД-3
Единственным существующим лучиком во всем этом является МЦД-3 – Зеленоград-Раменское. Однако есть НО.
Во-первых, МЦД это преобразованные пригородные электрички ближайшего Подмосковья. Т.е. это транспортная система, предназначенная для жителей Московской области для удобного перемещения в Москву. А Зеленоград не является частью Московской области, это один из 12 административных округов Москвы. А Московский метрополитен, на то и московский, что должен покрыть всю территорию Москвы, включая и Зеленоградский округ.
Во-вторых, МЦД-3 совсем не решает проблемы транспортной доступности внутри самого Зеленограда. Город все больше и больше страдает от пробок в пределах своего округа. Но при этом полным ходом идёт строительство новых многоэтажек внутри существующих районов, в том числе уплотнительная жилая застройка, а также строительство новых районов с огромным количеством новых многоэтажных домов.
Не отстает в этом плане и ближайшее окружение из Московской области. Например, деревня Голубое ЖК "Зеленоградский", поселок Андреевка, ЖК "Новый Зеленоград", построенный вообще в поле.
В-третьих, МЦД-3 использует пути железных дорог Ленинградского направления. Всего путей - 4, в будущем 6, пятый и шестой будут выделены для Высокоскоростной Магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСМ). По существующим четырем путям ходят:
- Сапсаны (Москва-Петербург)
- Поезда дальнего следования
- Грузовые поезда
- Ласточки
- Пригородные электрички
- и в будущем - МЦД-3
Как все это уместят на четырех путях, чтобы организовать тактовое движение поездов МЦД-3 без каких-либо помех, вот это уже интересно и как-то верится в это с трудом. Если выделят два пути только для МЦД-3, то это будет победа.
В-четвертых, цена. Понятно, что проезд будет стоить так же, как и на других линиях МЦД, поэтому стоить будет точно ниже, чем существующие пригородные электрички - Комсомольская 130₽/ Лихоборы-Ховрино 75₽. Еще и платы за пересадку на метро не будет. Это еще экономия в 42₽. Но являясь одной из конечных станций МЦД-3, с огромной долей вероятности, жители Зеленограда, а значит москвичи, будут платить по тарифу зоны "Пригород" - 50₽. Да, разница в стоимости примерно на 20% выше, но все равно, это не справедливо для жителей Москвы, например жители Троицка, находясь на таком же удалении от центра Москвы, будут платить по стоимости метро, а чем зеленоградцы провинились?
В-пятых, в отличие от других линий МЦД, МЦД-3 не пересекается ни с одной из станций кольцевой линии московского метро. У МЦД-1 - Белорусская, МЦД-2 - Комсомольская, Курская. Это провал и явное ухудшение, по сравнению с существующим маршрутом Ласточек и пригородных электричек.
В-шестых, судя по инфографике на сайте mosmetro.ru, поезда МЦД-3 будут ходить каждые 5-6 минут в часы пик. Это бесспорно лучше расписания, но пометка в часы пик слишком развязывает руки. Допустим, житель Зеленограда собрался ехать в Москву, движение тактовое, поэтому смотреть на расписание не нужно, просто едет на станцию Крюково, и тут оказывается, что сейчас не часы пик и поэтому поезд приедет не через 5-6 минут, а через 15 или 20. Это время сразу прибавляется к времени всего пути.
Обновление станции Зеленоград (Крюково) МЦД-3
Строительство станции МЦД-3 в Крюково подразумевает собой и её обновление. Сейчас эта станция просто позор. Убитые платформы, высота не соответсвует поездам, нет крыши, часть платформы закрывает собой эстакада, а это значит, что какая-нибудь грязь легко может свалиться на голову ожидающего поезд, нет стен, есть только ужасные высокие заборы, как-будто находишься на "режимном" объекте, совсем не приветливо. Под палящим Солнцем будет жарко, под дождем и снегом будешь мокнуть, ветер или метель будет продувать до костей, зимой будешь мерзнуть. Ужасные 2 перехода, зимой очень скользкие лестницы. Кассы в виде бытовок, все выглядит так, будто эта станция маленького провинциального городка, ремонт которой не производился с 90-х годов. И это главная станция одного из округов города Москвы! Также можете ознакомиться с видео-экскурсией на канале Дмитрия Рогачева
Станция Крюково благодаря МЦД-3 будет приведена в единый вид по дизайн-коду МЦД.
Это первая опубликованная официальная визуализация проекта.
Как видно из презентации, вместо нынешних четырех платформ на станции Крюково построят три крытых перрона, соединенных между собой конкорсом — надземным пешеходным переходом с эскалаторами, турникетами и кассами. Входные группы конкорса разместятся почти вплотную к Крюковской эстакаде, со стороны узкого пешеходного тоннеля. Напротив корпуса 1824 вдоль Новокрюковской улицы со стороны «нового города» планируется построить отдельный терминал ВСМ с двумя платформами и соединить его с Крюковской площадью в «старом городе» надземным переходом (в районе рынка). Предполагается, что пересадка между МЦД и ВСМ будет осуществляться в закрытом «теплом» контуре, а на станции ВСМ кроме высокоростных поездов смогут останавливаться и пригородные электрички, курсирующие в режиме экспрессов
цитата с ресурса netall.ru
Возможно что-то будет изменено, но то, что видно здесь, просто замечательно! Станция устроена по принципу "сухих ног". Пассажир, выходя из транспорта сразу перемещается в здание конкорса*. Там будет уютно и комфортно в любую погоду и время года. Также можно заметить крытые платформы, тоже замечательно. Для перемещения между основным зданием и платформами, конкорс будет оснащен эскалаторами и лифтами, я надеюсь. Входы/выходы находятся со всех сторон дорог. Возможно остановка со стороны ТЦ Зеленоградский будет смещена к входу конкорса, для сохранения принципа "сухих ног". Существующие подземные переходы можно переделать, например под стоянку велосипедов.
Конкорс – распределительный зал, устраиваемый между платформами и основными помещениями ж.-д. вокзала (от англ. concourse – площадь, к которой сходится неск. улиц). Служит для организации потоков отъезжающих и прибывающих пассажиров по соответствующим выходам или входам, ведущим к платформам, поездам или в помещения вокзала, а также на выход в город.
Что по метро в Зеленоград
Рассмотрим какие проекты метро в Зеленоград гуляют в Сети. Кажется все они существуют до появления МЦК и МЦД.
1. Шепелиха — Крюково
Здесь предлагается новая линия метро от делового центра на существующей сейчас станции МЦК Шепелиха, через Хорошевский район, Щукино, Тушино, Куркино, Новокуркино, Молжаниновский, по Ленинградскому шоссе через МЖК до поворота на Панфиловский проспект, далее по Панфиловскому проспекту через 1 и 2 м/р, 11 и 12 м/р, 9 и 10 м/р, Крюково, конечная в 15 м/р.
Это очень странная схема, по-крайней мере сейчас, поскольку новая линия метро дублирует МЦК и фиолетовую Таганско-Краснопресненскую линию метро. Также неудачно размещение линии метро в Зеленограде, она почти полностью игнорирует район Савёлки, а в 15 микрорайоне нет места для постройки инфраструктуры конечной станции метро, все застроено.
2. Митино — Крюково Кроково
Так называемое лёгкое метро, как на Бутовской линии московского метро, со всеми своими минусами. Протяженность линии 17 км, причем почти полностью, расположенная на территории Московской области. Выглядит феерично, опять же похоже создавалось людьми, которые даже в Зеленограде ни разу не были. Конечная располагается почему-то у старого моста, где нет точек притяжения и инфраструктуры. Промежуточные станции также представляют из себя малозаселённые районы Московской области, только Брёхово выглядит логичным. Похоже, что лёгкое метро по проекту расположено прямо над частными домами в деревнях ¯\_(ツ)_/¯.
3. Свое метро в Зеленограде
Просто шуточная схема.
4. Скоростные трамваи по Ленинградскому и Пятницкому шоссе
В целом идея хорошая и может быть альтернативой метро, но не для Зеленограда, потому что взглянув на трамвай можно оценить, сколько пассажиров вмещает один трамвай и получится, что нужно будет пускать трамваи каждые 30 секунд в час-пик. В Зеленограде нет трамваев и места для инфраструктуры. Пятницкое шоссе также не имеет возможности для размещения путей. Получается возможно построить трамвайную сеть только на Ленинградском шоссе, но это не точно. Построить вдоль М-11? Но это уже полностью Московская область. Мне кажется эта идея даже больше трудно-реализуемой, чем метро.
5. В качестве продолжения Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской, Арбатско-Покровской или Люблинско-Дмитровской линии
Все эти идеи, продления от Речного вокзала, Сходненской, Митино были бесперспективными, линии уже достаточно загружены и продлевать одну из них до Зеленограда бессмысленно. Только Люблинско-Дмитровская линия была перспективна в этой роли, но на данный момент она строится до посёлка Северный на севере Москвы.
Троицкая (Коммунарская) линия метро
Камень преткновения и самое неожиданное и неоднозначное транспортное явление для зеленоградцев. Троицк включён в состав Москвы с 2012 года и сразу стало рассматриваться строительство метро в Троицк. Причина этого вполне понятна. Единственной транспортной артерией города является Калужское шоссе, которое было загружено еще до присоединения к Москве. Численность населения Троицка
- 1989 г — 29 301
- 2010 г — 39 873
- 2012 г — 42 232
- 2020 г — 61 284
Тенденция ясна, а в отличие от других близко расположенных крупных городов-спутников Москвы, Троицк не связан с Москвой линией железной дороги. И строительство метро в Троицк выглядит логичным и разумным, с одной стороны, а с другой стороны это стало "большим сюрпризом" для жителей округов Москвы – Куркино, Новокуркино, Молжаниновский, Коптево и конечно же Зеленоградский. Представляете, каково это, зеленоградцам 60 лет обещают метро, а тут влезает Троицк без очереди, только став частью Москвы и почти сразу получает свою линию метро! Напоминаю, численность населения Троицка в 2020 г – 61 284, а Зеленограда – 250 453! Удаленность Троицка и Зеленограда от МКАД примерно одинакова ~ 18 км, от центра Москвы ~ 36 км. Это указывает на то, что на примере Троицка, удаленность Зеленограда от центра Москвы никогда не была помехой для строительства метро, было бы желание. Однако в начале 2020 года, Марат Хуснуллин, находясь еще в статусе заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, отвечая на вопрос любопытного читателя о строительстве метро в Зеленоград ответил:
- ...сложно идти по территории области...
Уже есть опыт строительства московского метро на территории Московской области, есть даже станция метро — Мякинино, а длина путей ~ 2600 м, был построен митинский метромост. Конечно в твиттере есть ограничение на количество символов, но ответ не выглядит убедительным.
И передать часть территории Московской области площадью в пару десятков километров во владение Москвы на фоне присоединения Новой Москвы площадью в полторы тысячи не кажется, чем-то фантастическим.
2. ...дорого...
Ну я уверен, что и в Троицк дорого, однако строят же, причем и отдельную линию от МЦК на станции Крымская, и продолжение Сокольнической линии до станции Коммунарка, т.е. по факту строятся две линии.
3. ...и надеемся что с запуском МЦД-3 оно заработает как наземное метро.
Чувствуется некоторая неуверенность.
Мое видение Зеленоградской линии метро
Мой концепт линии — квазиумофантазия, я не проводил подробной геологической разведки, но по-моему мнению от Зеленограда до станции Марьина Роща все выглядит вполне реализуемым. Главным преимуществом Троицкой (Коммунарской) линии считается то, что она строится "на полях". Так же и здесь, больше половины своей длины, Зеленоградская линия проходит под парками и нежилыми территориями.
Рассмотрим по-ближе
1. Чистые пруды - Проспект мира - Марьина Роща
Как я писал, изначально я строил линию до станции Марьина Роща, поскольку здесь официально будет построена станция БКЛ с символическим названием Шереметьевская, что как бы намекает. Возможно здесь и стоило закончить Зеленоградскую линию, по примеру Троицкой (Коммунарской) линии. Но если продолжать её строительство на юг, то можно соединить её с оранжевой Калужско-Рижской линией и что важно Кольцевой линией, и далее соединить с Сокольнической линией на станции Чистые пруды, где возможно когда-нибудь построят "Трамвай на Садовом". А дальше тянуть линию, например до соединения с Троицкой (Коммунарской) линией и тогда получится полноценная Зеленоградско-Троицкая линия.
2. Марьина Роща (Шереметьевская) - Дмитровская
Шереметьевская соединяет линию с Люблинско-Дмитровской линией, а Дмитровская с Серпуховско-Тимирязевской и МЦД-2
3. Дмитровская - Коптево - Речной вокзал
В Коптево линия пересекается с МЦК, на Речном вокзале с Замоскворецкой линией.
4. Речной вокзал - Планерная
Очень важный участок для жителей Левобережного района, Ховрино, Головинский и Тушино, и в целом СЗАО и САО, поскольку объединит два берега, улучшив транспортную доступность между ними. Сейчас существует совершенно безумный проект по строительству канатной дороги от Речного вокзала до Сходненской. Это худшая идея, превращать общественный транспорт в аттракцион! Подробнее можно почитать на netall.ru
Подобный проект канатной дороги уже реализован между Воробьевыми горами и Лужниками.
Всерьёз рассматривать этот проект невозможно, билеты дорогие, вместимость пассажиров низкая, скорость низкая, это Московский монорельс 2.0, только ещё хуже! Зеленоградская же линия решит эту проблему в комплексе.
5. Планерная - Путилково - Пятницкое шоссе
Этот участок со станцией Путилково и соединением с Арбатско-Покровской линией даже для меня спорен, однако район Путилково достаточно быстро растет и нужда в общественном транспорте будет расти. Поэтому возможно не сразу строить эту станцию, но создать условия для ее строительства, а также для соединения в будущем с синей линией метро, для улучшения взимодействия между Митино - Путилково - Тушино.
6. Планерная - (Путилково) - Куркино
Район Москвы Куркино наконец-то получит свою станцию метро. Расположение станции условное, я предположил размещение примерно по середине между Куркино и Новыми Химками, вдоль Новокуркинсокго шоссе, возможно стоит сместить станцию, например на пересечение Соколово-Мещерской и Родионовской улиц.
7. Куркино - Новокуркино (Новые Химки)
От Куркино до Новокуркино линия идет условно по Новокуркинскому шоссе, но мне самому не очень нравится эта извилистость линии, из-за чего средняя скорость состава будет меньше, чем если бы пути были менее изогнутыми.
Расположение станции Новокуркино опять же условное, можно расположить ближе Меге, на пересечении Машкинского и Новокуркинского шоссе. Но мне видится более правильным расположить его ближе железной дороге и сместить станцию Молжаниново (Планерная) ближе к ней, чтобы создать ТПУ. Также это улучшит транспортную доступность для жителей ЖК Две столицы и Солнечная система.
8. Новокуркино - Шереметьево
ТПУ Новокуркино - Молжаниново (Планерная) - Шереметьево. Отдельный шаттл до аэропорта Шереметьево.
9. Новокуркино - Черкизово (Новоподрезково)
Самая дальняя северно-западная часть материка Москвы.
10. Черкизово (Новоподрезково) - МЖК
Большая часть линии между двумя станциями расположена на территории Московской области ~ 6500 м. Общая длина ~ 8 км. Самый длинный перегон Московского метро сейчас: Крылатское – Строгино, его протяжённость составляет 6625 метров. Часть метро, расположенного на территории Мякинино в Москвоской ~ 2600 м, включая митинский метромост. Можно сместить станции ближе к границам, а в Зеленограде установить станцию не у МЖК, а на пересечении проезда №4807 и Фирсановского шоссе. Тогда длина всего пути между станциями составит ~ 6000 м. Однако эта местность является промзоной, поэтому предпочтительнее построить станцию рядом с Ленинградским шоссе и МЖК. Там можно сделать входы с двух сторон шоссе, остановки для автобусов, удобный проход к ТЦ Зеленопарк.
11. МЖК - Центральный проспект
Место рядом с Префектурой, домом Флейта, гостиницей, Парком Победы и ДК, считаются доминантами города Зеленоград и главной культурной точкой притяжения. Это место равноудалено для жителей 1, 2 и 6, 7 микрорайонов. Альтернативным местом для станции может быть Площадь Юности, но тогда будет дисбаланс по расстоянию между дальними микрорайонами. Для 6 и 7 нужно будет строить новую дорожную инфраструктуру для подъезда к станции МЖК.
Также существует проект соединения двух концов Георгиевского проспекта. Что тоже в пользу расположения станции рядом с Префектурой.
12. Центральный проспект - Крюково
Соединение культурной и транспортной доминант города. ТПУ Московское метро - МЦД-3. В отличие от схемы Шепелиха - Крюково, данный вариант наоборот игнорирует Панфиловский проспект, получается, что обделены 11 и 12 микрорайоны, но это не совсем так, расстояние до Крюково и Центрального проспекта почти такое же, как у 7 микрорайона, Панфиловский проспект это 6-полосное шоссе, напрямую ведущее в Крюково. Также можно доехать через улицу летчика Полагушина до Центрального проспекта. Еще есть вариант с соединением Филаретовской улицы и Березовой аллеи, но боюсь, что он будет воспринят во штыки.
Еще помехой для прокладки путей метро на Панфиловском проспекте возможен сильный перепад высот в районе между Трамваем и Школьным озером
13. Крюково - ЦИЭ (Центр информатики и электроники)
И наконец, завершение линии. Место выбрано и как равноудалённое, для всех микрорайонов рядом, так и исходя из текущего положения дел. Поскольку эта территория еще не застроена и теоретически там есть место для расположения инфраструктуры конечной станции метро. Альтернативным местом конечной станции метро может быть территория между Московской областью и ЖК Жемчужина Зеленограда и ТЦ Selgros. Но места там еще меньше, еще и мешает ЖК Зеленое подворье.
На примере депо на станции Пятницкое шоссе можно примерно понять, какая площадь территории необходима для конечной станции метро.
А теперь попробуем уместить депо в Зеленограде...
Влезает, но отнимает от будущего ЖК на территории ЦИЭ примерно половину территории. Но отчаиваться не стоит, возможно хитрое расположение депо за территорией ЖК. Утверждать за реалистичность не буду, я теоретик и не специалист.
Ну и вариант с расширением границ Москвы, если будет передана территория на участке Черкизово (Новоподрезково) - МЖК.
Итого Зеленоградская линия состоит из 4 станций в Зеленограде, 3(4) станций между Зеленоградом и МКАД.
Время в пути
Теперь попробуем рассчитать примерное время, затраченное на проезд в метро до станций в Москве. Расчёт грубый и усредненный.
Время, которое затрачивается сейчас на других видах транспорта (среднее):
- Ласточка — Ленинградский вокзал (Комсомольская) — 32 минуты
- Электричка — Ленинградский вокзал (Комсомольская) — 50 минут
- Электричка — Лихоборы, Ховрино — 32 минуты
- 400э — Ховрино — 37 минут
- 400к — Пятницкое шоссе — 50 минут
- 400к — Сходненская — 65 минут
- 400к — Пятницкое шоссе — 50 минут
- 400т — Пятницкое шоссе — 55 минут
- 400т — Тушинская — 70 минут
- 400 — Пятницкое шоссе — 50 минут
- 400 — Беломорская — 67 минут
- 400 — Речной вокзал — 70 минут
*время идеальное, без учёта пробок, погодных условий, времени ожидания транспорта, также пренебрегаем временем, которое требуется для пересадки на другой общественный транспорт
Средняя скорость поездов в Московском метрополитене составляет – 40,78 км/ч (680 м/мин)
Максимальная скорость — 78 км/ч (1300 м/мин)
— Сколько максимум можно ехать?
— 80 км/ч. Это по второму пути, от «Площади Победы» до «Октябрьской». И то 78 км/ч максимальная получается. Там подъем, то есть нужно максимально разогнаться в одно подключение. А обычная скорость — 50—60 км/ч.
цитата из интервью на сайте pikabu.ru
Время разгона поезда метро до 30 км/ч - 10 с, до 60 км - 20, до 80 км/ч - 35 с. Источник wikipedia.
Усредним время на ускорение и торможение между станциями до минуты. Время ожидания поезда на станции 20 секунд.
- ЦИЭ — Крюково ~ 1500 м
Этот участок находится в жилом районе и имеет искривленную форму, поэтому здесь скорость состава средняя - 40,78 км/ч
2 мин 12 сек + 1 мин 20 сек
2. Крюково — Центральный проспект ~ 2900 м
Этот участок имеет прямую форму и располагается на половину под нежилыми районами - поэтому скорость будет близко к максимальной ~ 75-80 км/ч
2 мин 15 сек + 1 мин 20 сек
3. Центральный проспект — МЖК ~ 2800 м
Участок также наполовину располагается под нежилыми районами, имеет крутой поворот, поэтому среднюю скорость уменьшим до 60 км/ч
2 мин 48 сек + 1 мин 20 сек
Промежуточный итог
Чтобы жителю 17 микрорайона добраться до ТРК Zеленопарк, по времени ему понадобиться ~ 11 минут (не считая времени прогулки до станции метро и от станции метро до ТРК)
Сейчас на общественном транспорте на это понадобится ~ 1 ч 15 мин, а на личном транспорте ~ 17 мин.
Можно рассмотреть много сценариев по городу, но думаю этого будет достаточно, поскольку не хочется еще больше увеличивать объем этой статьи. Но думаю понятно, как улучшится связь между старой и новой частью города, по сути Зеленоград получит общественный транспорт со скоростью доставки на уровне личного авто без пробок, по цене автобуса, который ходит каждые 1,5-2 минуты, при этом сильно разгрузив дороги внутри города. Никакие Ласточки и МЦД-3 эту проблему не решают.
4. МЖК — Черкизово (Новоподрезково) ~ 7900 м
Самый протяженный участок, по большей части, расположенный на территории Московской области. Здесь поезд будет ходить с максимальной скоростью.
6 мин 4 сек + 1 мин 20 сек
5. Черкизово (Новоподрезково) — Новокуркино (Новые Химки) ~ 4100 м
3 мин 16 сек + 1 мин 20 сек
6. Новокуркино (Новые Химки) — Куркино ~ 3100 м
3 мин 40 сек + 1 мин 20 сек
7. Куркино — Путилково ~ 2200 м
2 мин 12 сек + 1 мин 20 сек
8. Путилково — Планерная ~ 2500 м
2 мин 30 сек + 1 мин 20 сек
9. Планерная — Речной вокзал ~ 2600 м
2 мин 36 сек + 1 мин 20 сек
10. Речной вокзал — Коптево ~ 3500 м
3 мин + 1 мин 20 сек
11. Коптево — Дмитровская ~ 5200 м
4 мин + 1 мин 20 сек
12. Дмитровская — Шереметьевская (Марьина Роща) ~ 2800 м
3 мин 30 сек + 1 мин 20 сек
13. Шереметьевская (Марьина Роща) — Проспект мира ~ 1800 м
2 мин 10 сек + 1 мин 20 сек
14. Проспект мира — Чистые пруды ~ 1700 м
2 мин 3 сек + 1 мин 20 сек
Итого
На метро - от ЦИЭ до Чистых прудов за... ~ 60 минут
На Ласточке, от Крюково до Комсомольской ~ 32 минуты
НО
с остановкой только в Крюково, расписанием с окнами от 15 минут и более, чтобы дойти от вокзала до метро требуется примерно 5 минут и спуститься в метро на Комсомольской тоже требует примерно 5 минут. И получается, где-то 10 минут тратится на пересадку и средние 10 минут платы за движение по расписанию ~ 20 минут или 52 минуты в целом. Метро ходит каждые 1,5-2 минуты и пересадка примерно столько же. Получается выбор или 52 минуты с расписанием за 125₽+42₽ или 64 минуты(от ЦИЭ) за 42₽ в любое время с 5:30 до 01:00. Комфорт ожидания Ласточки и метро будем считать одинаковым, когда будет построен конкорс в Крюково.
Еще варианты
На метро - от Центрального проспекта до Речного вокзала ~ 32 минуты
На автобусе 400э - от Океан до Ховрино ~ 35-40 минут
Здесь почти паритет, как я и писал, 400э это маршрут более достойный кандидат звания "метро в Зеленоград", вот только ожидание его совсем не комфортно, доступно только "старой" части города и стоимость опять не пользу метро, придется заплатить за пересадку.
На метро - от ЦИЭ до Планерной ~ 34 минуты
На автобусе 400т - от 17 микрорайона до Тушино ~ 70 минут
Здесь всё понятно, даже нет смысла прибавлять время ожидания автобуса.
С МЦД-3 пока невозможно сравнивать, так как в данном случае оба варианта не существует. МЦД-3 точно проигрывает по интервалам движения (6 минут в часы пик) и остановка только в Крюково.
Выводы
Зеленоградская линия метро улучшит транспортную ситуацию в Зеленограде, обеспечит рабочие места для жителей города, улучшит и увеличит сервисы по доставке для мелкого и крупного бизнеса, вообще всего, что связано с курьерами. Все тоже самое для жителей районов Новоподрезково, Новокуркино, Новые Химки, Куркино, Путилково. Свяжет эти районы с материком Москвы. Улучшит связь между СЗАО и САО. Линия имеет огромное количество пересадок и позволяет с комфортом перемещаться по все линиям метро, а также БКЛ, МЦК и МЦД-2. Не будет "эффекта Выхино", когда 90% пассажиров едут от конечной до кольцевой линии. Лично я бы выбрал 60 минут поездки с комфортом, чем 45 минут с условиями. Ласточка, МЦД-3 и 400-е автобусы решают исключительно проблему доставки из пункта А в пункт Б, но не решают транспортных проблем внутри и между районами. Однако никто не говорит о том, что нужно построить метро, а Ласточку, МЦД-3 и 400-е потом ликвидировать. Нет, именно благодаря альтернативам, пассажиры выиграют и по скорости и по качеству и по цене. Стоимость Ласточек и электричек больше не будет диктоваться на правах монополии. Реалистичность постройки метро в Зеленоград была всегда под вопросом, но как только объявили и начали строительство линии метро в Троицк, то стало понятно, что никаких преград для строительства нет, есть только отговорки.
PS Возможны правки после публикации статьи.