Автомобили на водородных топливных элементах передвигаются бесшумно, вместо вредных парниковых выбросов выделяют только воду, заправить их можно почти также быстро, как бензиновые авто, и быстрее, чем обычные электромобили. При этом водород, который используется в качестве топлива, практически неиссякаем. Но если всё так хорошо с этим типом транспорта, почему до сих пор мы все не ездим на таких автомобилях? Какие существуют технологические барьеры?
В продолжение поста об автомобилях на водородных топливных элементах мы задали эти вопросы Юрию Добровольскому, руководителю Центра компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» (создан при Институте проблем химической физики РАН). Ниже его ответ:
— Основная часть технологических барьеров на самом уже преодолена, поскольку водородный автотранспорт уже обладает необходимыми техническими характеристиками. А основных препятствий для его массового распространения два: их можно назвать инфраструктурным и экономическим.
📌 Инфраструктурное препятствие основано на том, что водородная заправка технически гораздо более сложное устройство, чем стандартная зарядка для электромобилей. И если зарядить автомобиль на аккумуляторах в нашей стране уже кое-где можно, то единственную в России водородную заправку мы привезли для нужд нашего Центра Компетенций только в этом году. А без необходимой инфраструктуры массовое развитие водородного транспорта невозможно.
В Европе, США и Японии эта проблема решается достаточно быстро, поэтому именно там на дорогах появляется все больше и больше водородных автомобилей. Особенно в городском хозяйстве, где подобная техника очень востребована: так, в ряде европейских столиц водородные автобусы перевозят пассажиров уже почти двадцать лет.
Стоит отметить, что водородные и аккумуляторные электромобили предназначены для разных потребительских ниш. Аккумуляторный транспорт — в первую очередь личный, это небольшие автомобили для перемещения на небольшие расстояния внутри города. Водородный транспорт скорее для больших перевозок — людей и грузов на значительные расстояния, а также коммунальный транспорт.
📌 Экономическое препятствие массового распространения водородного транспорта заключается в том, что, как и электромобили, водородные авто пока дороже своих собратьев с ДВС. Это связано с тем, что это еще малосерийное производство, и компоненты сборки таких транспортных средств достаточно дорогие.
Но при этом электромобили экологически чистые, чем и подкупают своих потенциальных потребителей. И их популярность только растет: все больше и больше людей предпочитают переплатить, но приобрести те вещи, которые не наносят вреда природе. К этому подключается и государство, создавая условия стимулирования развития экологически чистых видов транспорта.
Россия пока немного отстает в подобных технологиях от всего мира, поскольку Япония, Корея и европейские страны выпускают водородный транспорт в промышленных масштабах, но у нас есть компетенции, которые делают подобное отставание некритичным и позволят довольно быстро его преодолеть.
Читайте о том, какие конкуренты есть у Tesla, когда мы сможем заправлять свои машины от розетки и когда мы сможем ездить на беспилотных автомобилях.
Подписывайтесь на телеграм-канал Дока Брауна, чтобы первыми читать узнавать о знаковых новостях венчурного рынка и новых технологиях.