Его портфолио напоминает шкатулку с эмоциями. Стоит открыть её – и на тебя обрушатся удивление, драйв, спокойствие, восхищение и волнение. Они будут рассыпаться в твоих зрачках на сотни осколков из замороженных мгновений.
Фотографии Константина Грибова излучают сумасшедшую энергию: кажется, что он надушил изображения соответствующими ароматами ситуаций. Все кадры настолько живые, что так и хочется протянуть руку и потрогать струи воды, подпрыгнуть вверх вместе со зрителями концерта или дать ещё одно печенье очаровательному мальчугану. Специальный корреспондент Artifex Алина Кроткая пообщалась с Константином о его уникальном творчестве.
Artifex: Давайте начнём с традиционного вопроса: когда вы поняли, что хотите быть фотографом?
Хороший вопрос, я о нём раньше не задумывался, если честно. Не было определённого момента, эдакого переключения тумблера, когда я проснулся в одно прекрасное утро с твёрдым намерением стать фотографом :) Это был постепенный процесс, чем-то напоминающий зыбучие пески – вот ты вступил в них, а в следующий момент уже осознал: тебя засосало с головой.
Как только я поступил в институт, на рынке начали появляться первые цифровые камеры. Я, недолго думая, собрал все свои сбережения и купил двухмегапиксельную мыльницу (стоила она очень недёшево, особенно по моим тогдашним представлениям). Меня привлекала возможность получать результат «здесь и сейчас», без ограничений в количестве кадров. Снимать я начал запоем: друзей, природу, учёбу, город, котиков, бабочек. Наверняка все проходят через этот этап первоначального насыщения :)
Artifex: Можете вспомнить свой первый заказ?
«Коммерческую» деятельность я начал с этой первой мыльницей. Соседи попросили провести семейный фотосет, как сейчас говорят :) Я долго сопротивлялся, но в итоге поснимал, и все остались довольны. Гонорар составил 50 рублей, как сейчас помню. Затем была первая зеркалка, репортажи, свадебные и интерьерные съемки, студийная работа…
Artifex: А зачем вы фотографируете?
Я считаю, что любой человек должен заниматься тем, что ему по-настоящему нравится. Несмотря на то, что на жизнь я зарабатываю фотографией, я занимался бы ей точно так же, если у меня был неограниченный кредит в банке. Для меня это страсть, фанатизм, воздух – называйте, как хотите. Мне очень нравится высказывание известного чешского фотографа Яна Саудека: «Я не понимаю этого. Я не знаю, что это должно обозначать. Художник также не понимает. Он идиот, который творит, потому что не может иначе».
Artifex: Что может переключить вас из «обычного режима» в состояние полного вдохновения?
Я себе сразу почему-то представил эдакого робота, которому переключают огромный тумблер «обычный режим – неполное вдохновение − полное вдохновение» :)
Нет конкретного рецепта, при котором я стопроцентно перехожу в состояние творческого полёта. Скорее всего, его испытываю непосредственно во время съёмки, когда мне улыбается удача, подворачивается интересный сюжет. В эти моменты камера становится частью меня, мир вокруг перестаёт существовать, и я чувствую драйв.
Artifex: Я читала в вашем блоге, что раньше вы считали удачными около 1000 своих фото, а сейчас гордитесь лишь десятком из них. По какому принципу вы провели такой жёсткий отбор?
Известный турецкий фотограф Ара Гюлер очень правильно сказал по этому поводу: «Если человек сделал за свою жизнь сто фотографий − это действительно великий фотограф. Для фотографа оставить после себя сто фото − выдающееся достижение. То же самое касается писателя. Что осталось из произведений Гюго? Сервантес наверняка написал больше, чем один роман, но остался только «Дон Кихот». Если меня будут помнить по двадцати − тридцати фотографиям, я буду считать это отличным достижением».
Artifex: По каким критериям вы отбираете «зёрна от плевел» после фотосессий, если не принимать во внимание брак, неправильный свет и некрасивые позы моделей?
Самое смешное, что так называемый брак, будь то неправильный свет или недостаточная резкость, может придать фотографии определённый шарм и сделать её выдающейся. Современная техника позволяет даже ребёнку снимать правильно и резко с технической точки зрения, но это не главное. Фотография может быть идеальна с точки зрения света, композиции, но не цеплять. И наоборот. Тут как с харизмой человека – либо она есть, либо нет.
Что касается отбора, это действительно самое сложное. Гораздо проще оценивать чужой материал. Когда отбираешь свой, то воспринимаешь его слишком субъективно, знаешь весь бэкграунд. Мне помогает мнение людей, которые имеют для меня авторитет.
Artifex: Вы часто путешествуете. Наверное, всегда берёте камеру с собой? Какие моменты вам больше всего нравится снимать за границей?
Мне нравится полностью погружаться в культуру, быт, обычаи страны. Ещё я люблю снимать отдельные фотоистории. В такой ситуации кадр делается не ради кадра, а используется как средство выражения какой-то мысли. По сути – это рассказ, написанный фотографическим языком. Он может раскрывать определённую проблематику, рассказывать о каком-то событии или традиции конкретного народа или страны.
Artifex: Расскажите о самой запоминающейся фотосессии за рубежом.
Одно из свежих запоминающихся приключений было в Португалии в мае прошлого года. Мы проезжали обыкновенную деревушку Loriga и решили остановиться погулять. Совершенно неожиданно мы наткнулись на местную семью фермеров. Они очень тепло нас встретили, показали окрестности и подарили козий колокольчик и свой домашний сыр. Красивейшие виды, запах мяты и звук колокольчиков создавали ощущение абсолютной сказочности происходящего − как сюжет из самых добрых снов. Такие мгновения запоминаешь на всю жизнь!
Artifex: Есть ли на Земле такое место, в котором вы очень хотите пофотографировать?
Очень много таких мест. Отдельно выделил бы Исландию, Антарктику, Японию, Тибет.
Artifex: А бывает ли у фотографов творческий кризис?
Да, конечно, особенно с учётом того, что в моём случае фотография – это и бизнес, и хобби. Когда работаешь с людьми, то пропускаешь очень много событий и эмоций через себя. За съёмочный день можно легко отснять не одну тысячу кадров. С учётом того, что таких съёмок в месяц может быть несколько десятков, сильно устаёшь морально.
Artifex: Как вы с этим справляетесь?
Помогает полный отдых от камеры. Нужно заставить себя не фотографировать, пока не появится очень сильное желание. По этому поводу есть хорошая притча про лесоруба, которому говорят: «У тебя пила затупилась, остановись, заточи», − а он отвечает: «Нет, ребята, некогда, мне пилить нужно».
Аrtifex: Назовите несколько фактов о себе, не связанных с фотографией.
Мне трудно понять людей, которые замыкаются на какой-то одной теме и не смотрят по сторонам. Помимо фотографии меня очень увлекают музыка, кино, литература, спорт, индустрия видеоигр. Специализация важна, особенно в наше время высокой конкуренции. Но я не вижу противоречия в расширении общего кругозора. В итоге то, что ты читаешь, слушаешь, смотришь, сильно влияет на то, что и как ты снимаешь.
Artifex: И последний вопрос: над чем вы работаете сейчас?
Сейчас я занимаюсь проектом Keepdreams studio − это небольшая творческая мастерская, которая специализируется на свадебной и семейной фотосъёмке. Мы занимаемся флористикой и разработкой стилистики мероприятий, фотосессий и интерьеров.
Artifex: Константин, благодарю вас за интересное интервью!
Автор: Алина Кроткая © Artifex.ru