Идею связать в один функциональный узел и создать работоспособный аппарат, способный эксплуатироваться одновременно в воздухе, на воде, и под водой, привлекала представителей военно-морских ведомств многих государств.
Ныряющий «Дельфин»
В Советском Союзе такая идея нашла воплощение в проекте 1231 «Дельфин», который должен был стать своеобразным симбиозом ракетного катера и подводной лодки.
Само по себе создание эффективной системы, одинаково хорошо действующей и в воздухе, и на воде, и под водой, невозможно. Но поскольку идея исходила от первого лица государства — Никиты Сергеевича Хрущева, за разработку взялись, уговорив генсека исключить из проекта все, что связано с аэродинамикой.
Для реализации задуманного создали мощное конструкторское бюро, соединив для этого два существовавших тогда самостоятельно ЦКБ-19 и ЦКБ-5.
Проектом заинтересовался конструктор ракетных систем Владимир Челомей, в КБ которого работал сын Хрущева — Сергей. Челомей к этому времени разработал свою корабельную ракету П-25, пытаясь навязать ее флоту взамен ракеты П-15 конструктора Александра Березняка.
Однако флотское руководство не желало менять надежную П-15 на новое оружие. Деньги на реализацию проекта были истрачены, а ракету брать никто не хотел. Чтобы оправдать расход средств, Челомей, с помощью Сергея Хрущева, сумел протолкнуть свою разработку в новый проект — малый погружающийся ракетный катер.
Руководителем проекта вначале назначили Игоря Костецкого, начальника ЦКБ-19, а затем — Евгения Юхнина, возглавляющего ЦКБ-5.
Сплошные недоработки
Силовая установка состояла из двух дизельных двигателей по 12 тысяч лошадиных сил каждый. Используя подводное крыло, судно развивало скорость 38 узлов, правда с этой скоростью оно могло пройти всего 160 километров.
Сойдя с крыла, корабль преодолевал около 1100 километров, но его скорость при этом падала в несколько раз. Показатели мореходности также были не слишком впечатляющими.
Под водой судно приводилось в движение либо 700-сильным дизелем под шноркелем (устройство для забора воздуха и его подачи в двигатель внутреннего сгорания), либо электрическим двигателем.
В первом случае при скорости 4 узла дальность плавания составляла около 320 километров. Во втором — при той же скорости судно могло пройти всего 40 километров.
Катер вооружили четырьмя ракетами П-25, находившимися в пусковых контейнерах, смонтированных стационарно. Пуск производился с командного пункта, причем только из надводного положения. Себя катер в случае нападения защитить не мог — вооружения для собственной защиты у него не было.
Как не было и хорошей системы радиолокационного наблюдения. РЛС «Рангоут» могла обнаруживать крупные суда на удалении до 25 километров. А гидроакустической станции «Хариус» очень мешала работа собственных дизелей.
Закрытие проекта
Стоил катер достаточно дорого — 18,7 миллионов рублей в ценах 1961 года при том, что специалистам с самого начала была видна функциональная узость боевого применения корабля. Доработки непременно увеличили бы сумму заказа еще в несколько раз.
В октябре 1964 года Хрущева сняли со всех занимаемых постов. Работы по проекту немедленно прекратили.
Итогом длительной работы конструкторов стала, по мнению авторитетной комиссии, — «плохая подводная лодка в сочетании с плохим ракетным катером», а кто-то даже назвал амбициозный проект «корабельной химерой».
Сергея Хрущева Челомей вскоре уволил с работы. Ущерба от проведенных впустую работ никто не подсчитывал. Больше к подобным проектам в СССР не возвращались.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
«Это лето будет холодным» — зачем Хрущёв и Кеннеди встречались в Вене
Ян Рокотов — самый известный валютчик СССР. Почему Хрущев переписал Уголовный кодекс