Найти в Дзене
Deagostini russia

Как создавали легендарные автомобили? История ЗИС-110

Оглавление

Организация производства ЗИС-110

Организация производства, проведенная за 10 месяцев, опровергла теорию о том, что переход на выпуск новой модели автомобиля должен занять не менее 2,5–3 лет. Сталин еще в 1942 году, в разгар Сталинградской битвы, поставил вопрос о создании новой отечественной легковой машины высшего класса. Насколько же была велика уверенность в победоносном окончании войны, что правительство в такое время приняло подобное решение!

Новый автомобиль ЗИС-110 должен был выгодно отличаться от других моделей по конструкции, комфортабельности и выходным показателям — скорости, времени разгона и расходу топлива.

Главным конструктором проекта назначили нового человека для завода — Андрея Островцева. Островцев занимал пост главного конструктора Московского автозавода им. КИМ. В 1941–1942 гг. был главным конструктором завода «Искра», затем главным конструктором по автомобильной промышленности в Наркомате среднего машиностроения. Осенью 1942 года А. Островцев стал заместителем главного конструктора ЗИС и главным конструктором завода по легковым автомобилям. Самое ответственное задание, которое было ему поручено, — создать новую легковую машину высшего класса.

-2

Почему ЗИС-110 похож на американский Packard?

-3

Прежде всего Островцев организовал очень сильное КБ из специалистов завода им. КИМ, НАТИ и ЗИС и зажег их идеей во что бы то ни стало спроектировать выдающийся автомобиль! В состав КБ вошли: А. П. Зигель — он отвечал за двигатель, В. Ф. Родионов — будущий заместитель главного конструктора по легковым автомобилям, В. А. Вязьмин — специалист по шасси, а также кузовщики П. С. Фомин, Н. К. Веденеев, А. А. Евсеев, Б. Н. Орлов, А. Е. Аксентьевич и др.

Директор завода И. А. Лихачев дал «главному» большие права и полномочия, подчеркнул авторитет Островцева среди технологов, внушил им, что машина должна стать шедевром. Какой представлялась тогда новая машина? Сверху требовали — автомобиль должен быть близок к Packard!

Генерал Н. С. Власик, начальник охраны Сталина и одновременно куратор проекта ЗИС-110, утверждал, что вождь любит автомобили марки Packard и это обязательно должно быть учтено. В соответствии с этим требованием в США были закуплены и привезены в СССР три автомобиля Packard, а сверх того еще и Cadillac, Buick, Chrysler и Imperial. К удивлению и сожалению наших специалистов, Packard образца 1942 года оказались совсем не теми автомобилями, на которые возлагались надежды. Сталину нравились большие и тяжелые машины этой марки, с 12-цилиндровыми двигателями. А Packard 1942 года были классом ниже. Пришлось придумывать выход из положения, компилировать, сохраняя основные позиции марки. И здесь Островцев оказался на высоте.

Гениальное решение главного конструктора ЗИС-110 Андрея Островцева

Из конструкции прототипа сохранили только компоновку и общую архитектуру кузова.

Двигатель оставили, как на прототипе, восьмицилиндровый, но значительно усилили и улучшили. Впервые в практике ЗИС, да и всей отрасли, на этом двигателе были применены гидравлические толкатели клапанов, привод кулачкового вала с помощью бесшумной пластинчатой цепи Морзе, введены термостат управления жалюзи радиатора и двухкамерный карбюратор с падающим потоком смеси.

Степень сжатия двигателя ЗИС-110 оказалась довольно высокой (6,85), поэтому он требовал применения специального высокооктанового бензина А-74, который производился тогда только на нефтеперерабатывающем заводе в Уфе. Коробку передач, задний мост, рулевое управление, тормоза, подвески колес значительно усилили и повысили их надежность.

В результате получился комфортабельный автомобиль с хорошими ходовыми качествами.

Узнать больше о легендарных моделях советского автопрома вы можете в коллекциях «Де Агостини» - www.deagoshop.ru

-4

Подписаться на коллекцию М21 «Волга»

-5

Авто
5,66 млн интересуются