За годы Великой Отечественной войны медицинская служба накопила бесценный опыт. Были утверждены единые принципы проведения лечебно-эвакуационных мероприятий, работа медицинских частей и учреждений стала четче и организованней. Однако возможности для развития и совершенствования лечебно-эвакуационной системы появились лишь после войны, когда экономика стабилизировалась, а вернувшаяся к мирному производству промышленность начала осваивать новую продукцию.
После войны военным медикам по-прежнему приходилось довольствоваться санитарными автобусами ГАЗ-55 на базе ГАЗ-MM. Эти надежные и неприхотливые машины в свое время сослужили неоценимую службу, но вызывали немало нареканий. Для перевозки раненых грузовое шасси было слишком тряским и жестким.
Если же исходить лишь из возможности перевозки за один рейс как можно большего количества пострадавших, то санитарные фургоны были недостаточно вместительны по сравнению с обычными бортовыми «полуторками» и «трехтонками».
Тем не менее ГАЗ-55 выпускался до 1950 года, после чего уступил место аналогу на грузовом шасси следующего поколения: на базе нового грузовика ГАЗ-51 Горьковский автобусный завод начал производить санитарные фургоны ГЗА-653. В 1952 году производство санитарной машины ГЗА-653 было передано с ГЗА на Павловский автобусный завод, где они и выпускались до 1963 года.
На данном этапе речь шла не только о количественном насыщении войск санитарными фургонами, но и об узкой специализации медицинского транспорта.
Во-первых, весь подвижной состав военно-медицинской службы четко разделился на автомобили, предназначенные для перевозки раненых, и на технику, необходимую для оказания санитарной и медицинской помощи в медсанподразделениях.
Во-вторых, утвержденная схема, регламентирующая путь раненого бойца с поля боя до стационара, выявила необходимость создания принципиально новых транспортных машин.
На первом этапе раненых с передовой должны были выносить санитары. Если позволяли условия — на носилках, если нет — то ползком, на себе. «Тащить» следовало до ближайшего батальонного медицинского пункта (БМП), расположенного в непосредственной близости от передовой, где боец получал доврачебную (фельдшерскую) помощь.
Затем раненых должны были доставить в полковой медицинский пункт (ИМИ), где им оказывалась первая врачебная помощь. ПМП располагались в более глубоком тылу, поэтому для доставки нужны были автомобили — специализированные или обычные.
При этом необходимо учитывать, что бойцов, после оказания им помощи в БМП, следовало доставить в ИМИ как можно скорее, без оглядки на «наполняемость» рейсов, а путь от батальонных до полковых медпунктов был отнюдь не безопасен.
В тяжелых случаях раненые из ПМП перевозились в специализированные подразделения — медико-санитарные батальоны (МедСБ) или отдельные медицинские отряды (ОМО) для оказания квалифицированной медицинской помощи.
Если дальнейшее лечение требовало особых условий и ухода, раненые из МедСБ и ОМО направлялись в тыловую госпитальную зону.
Понятно, что громоздкие, но при этом вместительные санитарные фургоны, предназначенные для транспортировки большого количества раненых, были пригодны для перевозки сформированных партий пострадавших бойцов из ПМП в специализированные медподразделения.
В то же время для эвакуации с линии огня требовался маленький, проходимый транспортер, способный перевозить одного-двух лежачих раненых, избавляющий санитара от необходимости тащить бойца на себе; а для многочисленных рейсов между БМП и ИМИ в непосредственной близости от передовой — небольшой полноприводный фургон, рассчитанный на перевозку четырех носилок.