Найти тему
Автокультура CARAKOOM

Лечебно-эвакуационные автомобили советской армии: от ГАЗ-55 до БММ-80 (Часть 1)

За годы Великой Отечественной войны медицинская служба накопила бесценный опыт. Были утверждены единые принципы проведения лечебно-эвакуационных мероприятий, работа медицинских частей и учреждений стала четче и организованней. Однако возможности для развития и совершенствования лечебно-эвакуационной системы появились лишь после войны, когда экономика стабилизировалась, а вернувшаяся к мирному производству промышленность начала осваивать новую продукцию.

АС-3 на шасси ГАЗ-51А
АС-3 на шасси ГАЗ-51А

После войны военным медикам по-прежнему приходилось довольствоваться санитарными автобусами ГАЗ-55 на базе ГАЗ-MM. Эти надежные и неприхотливые машины в свое время сослужили неоценимую службу, но вызывали немало нареканий. Для перевозки раненых грузовое шасси было слишком тряским и жестким.

Санитарный автомобиль ГАЗ-55
Санитарный автомобиль ГАЗ-55

Если же исходить лишь из возможности перевозки за один рейс как можно большего количества пострадавших, то санитарные фургоны были недостаточно вместительны по сравнению с обычными бортовыми «полуторками» и «трехтонками».

АС-1 на шасси ГАЗ-63
АС-1 на шасси ГАЗ-63

Тем не менее ГАЗ-55 выпускался до 1950 года, после чего уступил место аналогу на грузовом шасси следующего поколения: на базе нового грузовика ГАЗ-51 Горьковский автобусный завод начал производить санитарные фургоны ГЗА-653. В 1952 году производство санитарной машины ГЗА-653 было передано с ГЗА на Павловский автобусный завод, где они и выпускались до 1963 года.

ГЗА-653
ГЗА-653

На данном этапе речь шла не только о количественном насыщении войск санитарными фургонами, но и об узкой специализации медицинского транспорта.

Во-первых, весь подвижной состав военно-медицинской службы четко разделился на автомобили, предназначенные для перевозки раненых, и на технику, необходимую для оказания санитарной и медицинской помощи в медсанподразделениях.

Во-вторых, утвержденная схема, регламентирующая путь раненого бойца с поля боя до стационара, выявила необходимость создания принципиально новых транспортных машин.

Санитарная версия ЛАЗ-695Б
Санитарная версия ЛАЗ-695Б

На первом этапе раненых с передовой должны были выносить санитары. Если позволяли условия — на носилках, если нет — то ползком, на себе. «Тащить» следовало до ближайшего батальонного медицинского пункта (БМП), расположенного в непосредственной близости от передовой, где боец получал доврачебную (фельдшерскую) помощь.

Погрузка раненых в ЛАЗ-695Б через передний люк
Погрузка раненых в ЛАЗ-695Б через передний люк

Затем раненых должны были доставить в полковой медицинский пункт (ИМИ), где им оказывалась первая врачебная помощь. ПМП располагались в более глубоком тылу, поэтому для доставки нужны были автомобили — специализированные или обычные.

При этом необходимо учитывать, что бойцов, после оказания им помощи в БМП, следовало доставить в ИМИ как можно скорее, без оглядки на «наполняемость» рейсов, а путь от батальонных до полковых медпунктов был отнюдь не безопасен.

ПАЗ-653
ПАЗ-653

В тяжелых случаях раненые из ПМП перевозились в специализированные подразделения — медико-санитарные батальоны (МедСБ) или отдельные медицинские отряды (ОМО) для оказания квалифицированной медицинской помощи.

Если дальнейшее лечение требовало особых условий и ухода, раненые из МедСБ и ОМО направлялись в тыловую госпитальную зону.

ГЗА-651 (ПАЗ-651)
ГЗА-651 (ПАЗ-651)

Понятно, что громоздкие, но при этом вместительные санитарные фургоны, предназначенные для транспортировки большого количества раненых, были пригодны для перевозки сформированных партий пострадавших бойцов из ПМП в специализированные медподразделения.

В то же время для эвакуации с линии огня требовался маленький, проходимый транспортер, способный перевозить одного-двух лежачих раненых, избавляющий санитара от необходимости тащить бойца на себе; а для многочисленных рейсов между БМП и ИМИ в непосредственной близости от передовой — небольшой полноприводный фургон, рассчитанный на перевозку четырех носилок.

ЛуАЗ-967М ТПК
ЛуАЗ-967М ТПК
Авто
5,66 млн интересуются