Текст: Евгений Васин; Фото: Группа ГАЗ
Говорим «отечественный автомобиль» – слышим Lada. Говорим «автоград» – слышим Тольятти. Говорим «Бу Андерссон» – слышим «АвтоВАЗ». Говорим «премьера» – слышим Vesta. Пространство вокруг настолько завалено последними новостями из Тольятти, что другие новинки могут навсегда остаться в тени неизвестности. А зря. Нижний Новгород, в котором тоже есть завод, выпустил на рынок не менее интересную машину – цельнометаллический фургон ГАЗель Next.
Первое поколение возило, без преувеличения, всю страну и ожидало наследника аж с 1996 года! Автомобиль получился самобытный и по-настоящему новый: кузов, мотор, трансмиссия, рулевое, подвеска, карданы и тормоза ранее не ставили в Румынии и Турции, не презентовали в Париже и Детройте. С пылу с жару, как говорится.
Путь к сердцу мужчины
Путь к сердцу мужчины – самая вытоптанная тропа современного мира. Глаза – желудок – сердечная мышца. Какой век на календаре не ставь, встречали и будем встречать по одёжке. Именно так, похоже, рассуждали дизайнеры новой ГАЗели. Поэтому особое внимание уделили не только внешности, но и аккуратности сборки. Мало того, что автомобиль выглядит современно и согласно «комтрансовой» моде, так и придраться к качеству подгонки и стыковки деталей не получается.
Зазоры ровные, панели не «гуляют», кузов на ходу не скрипит. В этом нет ничего удивительного – новый нижегородский фургон штампуют и собирают на одной линии с Mercedes Sprinter Classic. И вложился завод в этот сборочный конвейер монументально: степень автоматизации – 75%, которую обеспечивают 85 новых роботов. Под кузовом – рама, такая понимающая отечественную страсть к перегрузам. Особенно к двукратным.
Будем считать, что первую огневую точку новый фургон прошёл. Теперь начинаются настоящие испытания: борщ. Применительно к автомобилю – салон. Ведь водитель будет проводить в нем куда больше времени, чем проводит в легковушке. ГАЗель, какой бы она ни была, это рабочий инструмент, каждая минута простоя – недополученная прибыль. Так что внимание к внутреннему убранству в коммерческом транспорте особенное.
Интерьер должен быть функциональным, не марким и комфортным для шофёра любого телосложения. По поводу функциональности вопросов нет. Россыпь полочек, подстаканников, «подбутыльников» и прочих розеток. Такого изобилия полостей нет ни у одного конкурента. Материалы отделки, в том числе и обшивка сидений, отнюдь не выдающиеся, но вполне сопоставимые по качеству с другими представителями этого класса. Поставь рядом хоть Sprinter, хоть Ducato – «Некст» на их фоне выделяться не будет.
А вот кресла – это ложка дегтя в бочке нижегородского мёда. Из-за короткой спинки, даже с моим весьма средним ростом в 176 сантиметров, сидеть неудобно. А ведь парни, которые выбрали логистику делом жизни, компактностью как правило не отличаются. Камень, брошенный в огород, прилетел обратно: за дополнительную плату доступны улучшенные сиденья. Любишь кататься – люби и катайся.
Федя, дичь!
Переходим к котлетам. Как и положено «комтрансу», основным двигателем нижегородской новинки будет дизель. Под капотом прописан все тот же китайский Cummins ISF 2.8, хорошо знакомый по ГАЗель Бизнес и Соболь. Только выдает он теперь на 30 л.с. больше – обновлённая коробка передач переваривает большую мощность, что позволило существенно форсировать мотор. Инженеры могли прибавить ещё 10 «лошадей», но транспортный налог мешает, так что остановились на цифре 150.
Расход у трёхтонной машины не превышает 14 литров тяжёлого топлива, что немало, а вот разгон заставляет улыбнуться – впервые коммерчесике «газовские» автомобили делают это. Разгоняются. Бензиновый мотор в планах тоже есть. Это будет ЕvoTech объёмом 2.7 литра, который оставят в гамме с прицелом на газовое оборудование – установка этого почтенного по выслуге лет агрегата требует покупатель.
В городе Next не производит впечатления отечественного автомобиля: руль не только слышал о существовании колёс, но и находится с ними в весьма близких отношениях, радиус разворота скромный, старт быстрый, а отклик на педаль газа чёткий. Откровенно говоря, не верится, что это ГАЗель. Но это именно она. Главной же изюминкой нижегородской новинки стала трансмиссия: в технической части она усилена, а в визуальной и практической – улучшена.
Наконец-то появился современный, человеческий селектор – ручка переключения передач перебралась на торпеду, а газелевская кочерга, торчащая из пола как древнее проклятие, отправилась в небытие. Но всё равно к работе трансмиссии можно придраться. Во-первых, больше особо не к чему, а во-вторых, конкуренты могут похвастаться чёткими и плавными переключениями, а наш джойстик – нет. Главный конструктор проекта Дмитрий Аросланкин услышал претензии к трансмиссии – немедленно побежал проверять. К слову, Аросланкину нет и 40, а он уже давно возглавляет проект ГАЗель Next – привет вам из Нижнего Новгорода, ненавистники Бу Андерссона и методов его работы
А теперь, компот!
Осталось рассказать про грузовой отсек. Я бы вообще назвал трюм главным конкурентным преимуществом новой машины «ГАЗа». Во-первых, он спроектирован, исходя из требований потребителей, с которыми завод давно и продуктивно работает. Во-вторых, обшивка и настил, который принято считать дополнительной опцией, включен в стоимость и устанавливается на заводе. И это не унылое ДСП – стены обиты солидным пенополистиролом, а на полу постелен плотный лист проклеенной фанеры с отверстиями для снятия рамы и такелажными петлями. ГАЗель, ты ли это?!
Высокие двери распахиваются на 90 или на 270 градусов и фиксируются благодаря новым стальным петлям, тоже входящим в «базу». Единственный доступный сейчас объём кузова – 13,5 «кубов». Потом добавятся ещё две версии с более коротким кузовом и высокой или низкой крышей. Причина старта конвейерной жизни Next в размере XXL – желание развести новинку, и сегмент выбран, исходя из нежелания играть в конкуренцию со своими же моделями.
Счёт, пожалуйста
До сердца покупателя остался один рывок. Но последний бой, как поётся в той самой песне, он трудный самый. Все потуги инженеров могут утонуть в одной единственной строчке – цене. Если переоценить новинку, пожадничать, можно всё потерять. За это «газовскому» руководству отдельное «мерси» – прайс-лист автомобиля значительно привлекательнее конкурентов. Самый бюджетный фургон ГАЗель Next, с бензиновым двигателем EvoTech будет стоить 1090000 руб.
Дизель Cummins ISF 2.8 добавит к цене 140000 руб., кондиционер – ещё 50 000 руб.. Предпусковой подогреватель Webasto встанет купцу в двадцать тысяч деревянных. Простая арифметика говорит, что добротный фургон с прохладой летом и тёплым пуском зимой обойдётся в 1300000 руб., тогда как конвейерный брат Mercedes Sprinter Classic в аналогичном кузове начинает забег с отметки в 1680000 рублей.
Вместо послесловия
Перед газовцами стоит непростая задача: новая ГАЗель должна вернуть себе признание на отечественном рынке, а затем отправится покорять Старый Свет. Дома у машины перспективы прекрасные – нижегородцы создали добротный и конкурентоспособный автомобиль, научились держать руку на пульсе общественного мнения и быстро делать работу над ошибками. С таким подходом и до первых европейских успехов недалеко. Только бы не накаркать! Тук-тук-тук, тьфу-тьфу-тьфу.