Найти в Дзене

Выбираем подержанную Skoda Octavia II

Оглавление

Текст: Сергей Удачин; Фото: компании-производителя

Почти Volkswagen

С момента поглощения «Фольксвагеном» марка Skoda превратилась из скромного чешского автопроизводителя с парой простеньких моделей в известный европейский автомобильный бренд. Его машины популярны благодаря высокому качеству исполнения – на уровне материнского автоконцерна – и при этом более демократичным ценам.

До появления нынешнего бестселлера фирмы - компактной Skoda Rapid – бессменным лидером продаж на автомобильном рынке была Octavia. Её доступное и практичное первое поколение заложило основу успеха модели на долгие годы. Лифтбек и универсал Octavia Tour, порой соперничавшие по популярности с немецкими машинами, были довольно востребованы в России.

Пришедшая им на смену «вторая» Octavia стала больше, совершеннее, технологичнее и, как следствие, дороже. Поэтому вплоть до ухода с рынка доступной предшественницы, продаваемой параллельно с новинкой до 2010 года, Octavia II держалась в её тени. Но затем продажи тоже пошли вверх.

«Вторая» Octavia, построенная на одной «тележке» с Volkswagen Golf V и VI, комфортнее и солиднее соплатформенной Jetta. При этом Skoda крупнее её, но меньше «Пассата». Благодаря широкому выбору силовых агрегатов и богатому оснащению Octavia II зачастую оказывается дороже родственных «немцев» на вторичном рынке. Но, несмотря на это, довольно удачная модель даже с возрастом всё равно остаётся желанной покупкой для многих.

Предыстория

Вторая генерация Skoda Octavia под индексом 1Z, известная ещё как A5, производилась c 2004 по 2013 годы. Её построили на той же фольксвагеновской платформе PQ35, что лежит в основе моделей Volkswagen Golf, Scirocco, Tiguan, Audi A3 и Q3, а также SEAT Leon и Altea. Octavia II с более современным дизайном, новой линейкой двигателей и трансмиссий, а также с более совершенной подвеской, как и предшественница, доступна с кузовами лифтбек и универсал.

Позже, в 2007 году, вышла овнедорожненная версия последнего – Skoda Octavia Scout. Она отличается полным приводом, защитной пластиковой юбкой кузова, более агрессивными бамперами с серебристой имитацией защиты и увеличенным дорожным просветом. Производство лифтбека наладили в России на заводе под Калугой, а универсалы поставляли к нам из Чехии. Линейка силовых агрегатов состояла в основном из бензиновых «четвёрок» и одного дизеля, позаимствованных у родственных моделей Volkswagen.

Для «Октавий» предлагались механические 5- и 6-ступенчатые коробки передач, 6-диапазонный автомат, а также 6- и 7-ступенчатые «роботы» DSG. В 2009 году модель обновили, немного пересмотрев её дизайн и добавив приписку FL к названию. Octavia получила видоизменённые бамперы и новую светотехнику. В интерьере были изменены передняя панель и руль, а также появились новые варианты отделки салона. Кроме того, с рестайлингом Octavia получила новый 122-сильный маленький турбомотор 1.4 TSI, пришедший на смену капризному 115-сильному 1.6 FSi.

Выбирай на вкус

В России «вторая» Skoda Octavia официально продавалась как лифтбек, универсал и приподнятый вариант последнего - Scout. Покупатели могли выбрать машину с атмосферным или наддувным бензиновым мотором, либо с дизелем. В паре с ними предлагались механика, автомат или «роботы» DSG. Наиболее широко на вторичном рынке представлены практичные лифтбеки Octavia. На их долю приходится 88% предложений. Подержанных универсалов продают куда меньше – 12%, из которых лишь треть - овнедорожненные «Скауты».

Чаще всего в продаже встречаются автомобили с турбомотором 1.8 TSI – их примерно 41% от общего числа предложений. Вторые по распространённости «Октавии» со старым 8-клапанным атмосферником 1.6 – 32%. На третьей строчке маленькая «турбочетвёрка» 1.4 TSI – 23%. А вот дизельный вариант придётся поискать – в продаже их менее 2%. Что же касается трансмиссий, то больше всего машин в продаже с механикой – 47%. На долю «Октавий» с классическим автоматом приходится 32% предложений, а на машины с роботизированными коробками – 21%.

О кузове

Кузовные панели Skoda Octavia II, несмотря на оцинковку, всё же подвержены коррозии. Виной тому сколы и царапины лакокрасочного покрытия, которое многие владельцы этой модели ругают за небольшую толщину, да и за не самое высокое качество. В зоне наибольшего риска повреждения «рыжей чумой» находятся колёсные арки и пороги. Также при осмотре подержанной «Октавии» следует оценить состояние металла и краски в дверных проёмах. У дорестайлинговых машин известны случаи протирания ЛКП уплотнителем дверей.

Однако гораздо сильнее подвержен коррозии металл у машин, побывавших в ДТП. Поэтому размерам стыков между кузовных панелей, разнотону в окраске деталей, перекосам дверей и закрыванию их с трудом следует уделить максимум внимания. К тому же в продаже можно встретить повидавшие виды «Октавии», когда-то служившие в такси или работавшие в корпоративных парках. Чаще всего это машины серого, синего или серебристого цвета в простейших комплектациях. Помимо «уставшего» и возможно не единожды повреждённого кузова, у таких автомобилей к тому же может быть скручен пробег.

О двигателях

Проверку состояния двигателя лучше доверить профессионалам с необходимым диагностическим оборудованием. Но и на первом этапе осмотра самостоятельно можно отсеять варианты, на визит в техцентр с которыми не стоить тратить время и деньги. Убедитесь, что двигатель автомобиля не имеет подтёков рабочих жидкостей и масла. Грязный засаленный или слишком чистый, как на новой машине, мотор после недавней мойки должны вас насторожить. Прислушайтесь к его работе . Мотор должен урчать ровно без посторонних шумов и конвульсий, а также без грохота и звона, если привод механизма ГРМ цепной. Если что-то из этого выявлено, переходите к следующему претенденту – достойных вариантов в продаже предостаточно.

Лидером по надёжности среди силовых агрегатов у «второй» Skoda Octavia принято считать проверенный временем 102-сильный четырёхцилиндровый атмосферный мотор 1.6, также хорошо известный по «Гольфу» пятого поколения. Он прост и неприхотлив, а ремень привода ГРМ обладает большим ресурсом, чем цепи ГРМ у некоторых более современных моторов. Менять ремень стоимостью 2300 рублей, а вместе с ним ролик натяжителя от 1200 рублей и помпу от 3000 рублей нужно не реже, чем раз в 90 000 км.

Покупку машины со 152-сильной «турбочетвёркой» 1.8, как у «Пассата», владельцы «Октавий» называют лотереей с вероятностью стать владельцем машины с нормальным мотором 50/50. Этот агрегат, близкий по характеристикам к 2-литровым турбомоторам, обладает большим потенциалом в плане тюнинга, но имеет ряд недостатков. Например, невысокий ресурс цепи ГРМ стоимостью 5400 рублей и системы фазовращателей, порой «умирающих» за 100 000 км пробега. Агрегат также известен повышенным расходом масла из-за залегания поршневых колец или износа сальников клапанов стоимостью около 3000 рублей за комплект из 16 штук.

Более новый и современный 122-сильный турбомотор 1.4 отличается экономичностью и хорошей тягой, но не блещет надёжностью. Цепь привода ГРМ стоимостью от 4600 рублей у этого двигателя может потребовать замены уже через 60 000 км пробега. Не отличаются долговечностью топливный насос за 12 000 рублей и форсунки по 10 700 рублей за каждую, жизнь которых здорово сокращает залитый в машину бензин сомнительного качества. Выход из строя насоса жидкостного интеркулера за 6500 рублей может вылиться в более крупный ремонт с заменой поршневой группы, а порой и всей головки блока стоимостью почти 90 000 рублей.

В аутсайдерах моторной линейки числится капризный 115-сильный бензиновый двигатель 1.6 FSI. Он ставился на модель до обновления и на смену именно ему пришёл турбомотор 1.4 TSI, тоже оказавшийся далёким от идеала. Отзывов о надёжности самого младшего 80-сильного атмосферника 1.4 в России почти нет из-за его непопулярности. Во-первых, он откровенно слаб для такой машины. А во-вторых, предлагался только для мало кому интересной самой доступной так называемой «входной» версии лифтбека в исполнении Active.

Единственный в моторной линейке 140-сильный дизель 2.0 хоть и известен по «Пассату» как довольно надёжный, экономичный и тяговитый агрегат, широкого распространения у нас всё же не получил. В России он официально предлагался только для универсалов, исключительно с 6-ступенчатым преселективным «роботом» DSG и к тому же в самых дорогих исполнениях Elegance и Laurin&Klement стоимостью под миллион и выше.

О КПП

В случае с «Октавией» риск нарваться на машину с «дышащей на ладан» коробкой передач, вскоре после покупки потребующей дорогостоящего ремонта, меньше всего у тех, кто предпочитает механику. Она признана довольно надёжным агрегатом как с 5, так и с 6 ступенями. Максимум, что может вдруг потребоваться такой трансмиссии – это замена подшипников валов примерно по 900-1500 рублей за каждый.

На втором месте по надёжности находится 6-диапазонный автомат Aisin, который был доступен с бензиновыми моторами 1.6 и 1.8 TSI. Нареканий по нему немного. Самое большое – перегрев при активной езде. От этого может выйти из строя гидроблок стоимостью от 74 000 до 105 000 рублей. Но если в ходе тест-драйва проверить автомат во всех режимах и убедиться в отсутствии посторонних шумов из коробки, рывков, толчков и пробуксовок при переключении передач, а также подтёков под машиной, то риск попасть с ним на ремонт будет намного меньше.

Самыми проблемными трансмиссиями Skoda Octavia, как и родственных «Фольксвагенов», принято считать «роботы» DSG. Причём как 7-ступенчатый с «сухим» сцеплением, так и 6-ступенчатый с «мокрым», получивший от владельцев всё же меньше нареканий. Слабые места у «роботов» – гидроблок мехатроник стоимостью 90 000 рублей и сцепление, ремкомплект для которого обойдётся в 32 000 рублей. А необходимость замены или ремонта может возникнуть раз в 50 000 км. Так что подержанная Octavia с «роботом» DSG – пожалуй, не самый лучший выбор. Это даже не лотерея, а скорее русская рулетка, цена которой, к счастью, не жизнь, а лишь значительные деньги и время на ремонт коробки.

Остальное

Подвеска «Октавии» со сменой поколений стала сложнее, современнее и комфортнее. Передняя – стойки McPherson, задняя – многорычажка вместо балки. Несмотря на это, надёжность ходовой практически не пострадала. Выросла только продолжительность, сложность и, как следствие, стоимость её ремонта. Ресурс подвески при этом может составить до 150 000 км пробега, но некоторые элементы по ходу износа стоит заменить раньше.

Например, втулки и стойки стабилизатора в задней подвеске служат около 70 000 км, а в передней почти вдвое дольше – до 130 000 км. Ступичные подшипники стоимостью по 9000 рублей могут оповестить владельца о скорой кончине характерным гулом раз в 100 000 км. Но если этот недостаток во время тест-драйва выявить можно на слух, то для диагностики подвески лучше ехать на сервис. Без подъёмника вряд ли удастся выявить износ, люфт или неисправность её элементов.

Рулевой механизм этой модели тоже довольно надёжен от руля и его электроусилителя вплоть до наконечников рулевых тяг стоимостью по 2500 рублей. Последние могут не потребовать замены до пробега под 200 000 км. Кстати, если вам приглянулся овнедорожненный универсал Octavia Scout, не стоит бояться его полноприводной трансмиссии. Она вместе с муфтой Haldex считается вполне беспроблемной, а её ресурс превышает 150 000 км.

Почём?

Разброс цен на подержанные «Октавии» второго поколения довольно большой - от 250 000 до 950 000 рублей. В первом случае это изрядно побегавшие по российским дорогам машины первых лет выпуска в начальных комплектациях с простейшими моторами и механикой. Во втором – самые свежие и дорогие по оснащению рестайлинговые машины в возрасте 4-5 лет. За обновлённый лифтбеки с пробегом просят минимум 370 000 рублей, за универсалы – от 400 000 рублей. Полноприводные «Скауты» вряд ли найдёте меньше, чем за 550 000 рублей.

Наш выбор

Бесспорно «вторая» Skoda Octavia с любым типом кузова будет хорошей покупкой. Ведь как лифтбек, так и универсал довольно практичны и вместительны. Важнее выбрать машину с правильным силовым агрегатом, который доставит меньше хлопот. Безусловным фаворитом мог бы стать автомобиль с простым и надёжным атмосферником 1.6 и классическим 6-ступенчатым автоматом, но из-за мощности в 102 силы он подойдёт далеко не каждому водителю.

Поэтому редакция Am.ru остановила свой выбор на двух компромиссных вариантах. Один из них - это универсал со 140-сильным 2-литровым турбодизелем в паре с менее проблемным из двух «роботов» DSG – 6-ступенчатым с «мокрым» сцеплением. А второй – лифтбек со 152-сильным бензиновым турбомотором 1.8 TSI в тандеме с традиционным автоматом. Первый в хорошем состоянии можно подыскать за 600 000 – 700 000 рублей, а второй – за 450 000 – 500 000 рублей.

Авто
5,66 млн интересуются