Найти в Дзене
K47r

Тhe Harrah Collection (part 1: 1890 — 1913)

Всем доброго начала недели!

На волне публикаций о проходящих автовыставках и новых моделях, которые у всех на слуху из разряда "больше, мощнее, быстрее", хотел бы поделиться истоками авто истории, откуда все и пошло. Только некоторым компаниям повезло прожить настолько долго, что их названия гордо красуются на самых современных автомобилях в настоящий момент… многие же были на слуху буквально несколько десятков лет, а то и просто несколько лет, после чего тихо закончили свое существование по различным причинам: от банального "не пошло" до слияния с другими и уже существование под другим названием.

На удивление, в скромном маленьком городке Reno в штате Невада, который гордо называется "самым большим маленьким городком" ("The Biggest Little City in the World"), находится один из пяти лучших авто-музеев в стране: The National Automobile Museum, или, как его часто называют по имени основателя, Тhe Harrah Collection. Bill Harrah был одним из пионеров в истории игрового бизнеса, который впоследствии собрал крупнейшую в мире историческую коллекцию автомобилей, около 1400 экземпляров.

После его смерти, наследник в лице корпорации Holiday Inns, решил продать коллекцию, но под давлением общественности около 175 авто и библиотека были переданы будущему музею. Остаток коллекции был распродан в период с 1984 по 1986 года, многие из машин сейчас находятся в крупных коллекциях по всему миру.

В одной записи не поместится все, что хотел бы показать, поэтому разобью ее на несколько частей, в данной части постараюсь охватить период с 1890х по 1915е года.
В принципе, все мотоколяски того времени были практически идентичны конным экипажам, только без лошадей и с двигателем, причем в то время они сосуществовали вместе: паровые, бензиновые и электро.

Итак, 1982 Panhard et Levassor с двигателем V-2 на 2.5 лошадиные силы и максимальной скоростью в 12 миль в час. Как видно, для освещения использовали фонари со свечами, чему послужило отсутствие электрической системы. Вместо этого, для воспламенения смеси вместо свечей зажигания использовалась "горячая трубка", которая нагревалась в отдельном отсеке горящим топливом и проходила сквозь цилиндры.
Всего было сделано 15 подобных машин.

В то время большинство автомобилей (или точнее моторизированных повозок) имели стандартную схему с расположением двигателя по центру и под полом. Попробовав такую схему, они впоследствии доказали многочисленными победами в гоночных сериях, что фронтально-вертикальное расположение является наиболее оптимальным. Впоследствии большинство других производителей последовало данной схеме расположения.

В то же самое время, пар еще не сдавал своих позиций, и паровые авто производились даже в Штатах, как например 1899 Locomobile Stanhope Style I, с двухцилиндровым двигателем единичного расширения на 3.5 лошадиные силы, которая по сути была переделанной пролеткой.
Несмотря на относительную простоту производства, компания лимитировала выпуск в 4 единицы ежедневно, что было использовано как маркетинговый ход, подчеркивая якобы тщательность изготовления и внимание к деталям, в то же время гарантированный срок выполнения заказа был 90 дней.

-2

При операционных расходах в четверть цента на милю и максимальной скорости в 40 миль в час — это была неплохая альтернатива более медленным и шумным бензиновым собратьям, что опять же подчеркивалось в рекламе "Без шума, тряски и вони".

В 1898 году Александр Винтон стал первым производителем машин, который стал широко рекламировать свою продукцию. "Все мои повозки снабжены крышей, штормовой накидкой (закрывающей ноги в передней части повозки от дождя и снега) и сигналом". Модель Phaeton с одноцилиндровым двигателем на 6 лошадок стоила ровно $1000.

На одной из своих моделей 1899 года он проехал из Кливленда в Нью-Йорк, покрыв 707.4 мили за 47 с половиной часов, и запарковал ее на Madison Square Garden в том самом грязном виде, как он приехал. Но в 1924 году он переключил производство на морские дизели.

-3

Некоторые компании начинались после фразы производителей "Не нравится — сделайте лучше", как в случае с Паккардом, купившим в 1898 году одну из моделей Винтона. Творчески переработав идею, проведя время за чертежным столом и на натурных испытаниях, уже в 1900 году построил модель 49В (единственная сохранившаяся), выполняемую из дерева с цветом выбора заказчиком, с одноцилиндровым двигателем на 9 лошадей, который отличался от одноклассников в более выгодную сторону: тихий, надежный и с меньшими вибрациями.
Быстро завоевав репутацию качественным продуктом, Паккард далее начал развивать свой успех, выпуская все новые улучшенные модели.

В то же время, по другую сторону океана, компания De Dion-Bouton с 1893 года строила свои паровые автомобили, начав в 1892 году экспериментировать и с ДВС, причем настолько удачно, что к 1900 году они поставляли свои одноцилиндровые двигатели таким производителям как Renault, Delage, Pierce-Arrow, Peerless и другим, продав их около 20,000.

-4

Не забывали они впрочем и о своих моделях, таких как "A" No. 2 New York Type Motorette местной сборки в изящно-викторианском стиле, приводимую в движение одноцилиндровым пяти-сильным двигателем. Войдя в новое столетие, компания могла похвастать производством более 200 машин в месяц, имея офисы в Англии, Германии и Штатах.

Хотя тот же Renault развивался довольно быстрыми шагами, разрабатывая свои двигатели и строя машины для гонок, чтобы словом и делом, точнее победами подтвердить качество и надежность. Так в 1902 году Марсель Рено выиграл 615-мильную гонку Paris-Vienna на своем Racing Voiturette, причем машина прошла двух километровый перевал практически по бездорожью рядом с обрывами.

-5

Интересна также компоновка, когда радиаторы размещены по бокам моторного отсека, где расположен 4х цилиндровый 14-сильный двигатель объемом 3.7 литра, а пассажирское сиденье ниже водительского.
В то время машина-рекордсмен стоила умопомрачительные $7,500.

Многое пытались влиться в новую струю авто-бизнеса, производя свои модели, как Джеймс Браун, нанявший Эверетта Камерона для создания новой машины на своей фабрике, производящей текстильные станки. Было выпущено около 50 машин, известных как 1903 Cameron

-6

Причем некоторые идеи, заложенные в нем опережали свое время:
— одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения на 5 лошадей под капотом, а не под сиденьем,
— полноценное рулевое управление вместо "румпеля" как у конкурентов,
— "левый" руль, несмотря на то, что в основном подавляющее большинство было "праворульными"
— рычаг переключения передач на рулевой колонке.
То есть все было уже близко к современной концепции автомобиля.

Сравнить к примеру с одногодком — 1903 Duryea Three-Wheeled Phaeton, где два брата — создателя решили воплотить свое видение автомобиля под девизом "Вам нужна всего одна рука", когда весь контроль управлением был совмещен в одной рукоятки: вращение позволяло включить передачу и управлять тягой, а перемещение онной служило для руления.

-7

Причем было все равно, с какой стороны сидеть водителю, ибо управляющая рукоять находилась ровно посередине. Горизонтальный трех-цилиндровый двигатель на 12 сил обещал скорость до 30 миль, потребляя при этом "всего" 10 литров на 100 км :) вся эта прелесть могла найти покупателя за $1,250.

Например 1903 Ford “A” Rear Entrance Tonneau, производимая свеже-открытой компанией Генри Форда, стоила всего $850, так как его идей было производить доступные всем слоям населения автомобили.

-8

Причем несмотря на относительную дешевизну, подобный стиль "tonneau" или "back seat attachment" позволял конфигурировать ее в трех вариациях: снимая заднюю часть-сиденье, получать родстер или установив кузов, превращать ее же в мини-грузовичок.

Еще несколько интересных решений воплотилось в модели 1906 Adams-Farwell 6A Convertible Runabout, где коленвал 5 цилиндрового двигателя жестко крепился к задней раме, а цилиндры вращались вокруг него. Это обеспечило естественный обдув и воздушное охлаждение, заодно используя двигатель как маховик и гироскоп горизонтальной стабилизации.

-9

Еще одной фишкой была возможность перенести "рулевое" управление и педали вперед или назад в течение нескольких минут, позволяя перевозить больше пассажиров в варианте "управление спереди" или лучшую защиту от дождя при перенесении их назад.

-10

К сожалению, из 52 построенных сохранился только единственный экземпляр, компания практически не рекламировала свои машины, что привело к закрытию в 1913 году.

К 1908 году авто начали обретать примерно знакомый нам облик машин, различаясь степенью защиты от погоды, двигателями и соответственно ценой.

-11

— Так например 1908 Franklin “G” Brougham предлагался как всепогодный авто для городских поездок, короткая база помогала увереннее маневрировать в городском трафике, на выбор ставились лампы-фары, которые использовали ацетилен или масло, причем в последнем варианте их можно было снять после поездки, освещая себе дорогу к дому или офису. С 4х цилиндровым 16 сильным двигателем стоимость была $2,250.
— А вот
1908 Brush "А" Runabout стоил всего $500, но в нем использовались деревянная рама и оси с цепным приводом на заднюю ось. Вкупе с привычными пружинами на всех четырех колесах использовались более жесткие цельнолитые резиновые шины вместо пневматических, но зато они не боялись проколов. Хотя за дополнительные $50 (10% от стоимости) вам могли поставить и пневматические.
Неудивительно, что при такой цене его рекламировали как “Everyman’s Car".

В том же 1908 Форд выпустил свою знаменитую модель "Т", которая за последующие 19 лет разошлась по всему миру в количестве 15 миллионов экземпляров различных модификаций.

-12

Данная модель 1909 года Ford Model "T" Touring со знаменитым 4х цилиндровым 20 сильным двигателем стоила $850, причем запчасти к ней можно было купить практически везде, в отличие от многих других… унификация и конвейрное производство все же рулят.

В 1909 году компания White, производящая паровые автомобили, выпустила свою модель "О" с новым котлом, который обеспечивал быстрый разогрев и был безопасен для легковых автомобилей. Победы в разных авто-соревнованиях, начиная от скоростных гонок и заканчивая скоростным подъемом на холмы, привлекли столько внимания, что президент Теодор Рузвельт купил авто данной фирмы как официальный автомобиль для визита в Пуэрто-Рико, а его преемник закупил еще несколько для нужд Белого дома.

-13

На подобную нишу "рабочих лошадок" нацеливалась и фирма International Harvester Company of Akron, производящая грузовики с высоким клиренсом для использования на фермах. Примерно с 1910 по 1911 года на волне успеха она попробовала выпустить несколько легковых моделей, которые сейчас являются редкостью, как 1910 International "F" Roadster.

-14

При необременительной цене в $1,000 машина обладала 4 цилиндровым двигателем воздушного охлаждения на 20 сил. Но правительство данных потуг не заметило и компания далее так и продолжила производство грузовиков.

Еще одна из компаний, Stearns, сразу позиционировала себя как производитель больших и престижных машин для успешных людей (признак такового — своя машина за $5,750 со своим шофером).

-15

Так например 1910 Stearns 30-60 Limousine с 4х цилиндровым и 60 сильным двигателем была с полностью закрытым корпусом для пассажиров, кожаные двери для шофера могли пристегиваться в непогоду. Машина предназначалась только для поездок по хорошим дорогам в урбанизированных районах, чему весьма способствовала немаленькая масса.
Отличительной чертой была белая полоса вокруг радиатора, которая озвучивала слоган "
The white line radiator belongs to the Stearns" — "Радиатор с белой полосой принадлежит Стеарну".

Цены на "люксовые" машины начали измеряться в тысячах долларов, хотя и там разброс составлял как $2,000 за 1910 White “G-A” Touring с бензиновым 4х цилиндровым 20 сильным двигателем (ее первая модель с ДВС, компания была знаменита изначально своими паровыми двигателями), так и $6,000 за 1913 Pierce-Arrow 66-A-1 Touring (6 цилиндров и 66 лошадок), которая являлась самой большой и соответственно самой дорогой машиной компании, поставляемая как президентам из Белого Дома, так и королевским фамилиям по всему свету.

-16

Oldsmobile также вошел в лигу больших и дорогих машин со своей моделью 1910 Oldsmobile Limited Touring 7 Passenger за $4,600, которая была действительно одной из самых больших в линейке:
— высота колеса 42 дюйма требовала две ступеньки, чтобы сесть в него и колесной базой в 130 дюймов,
— также эта 6 цилиндровая модель с 60 силами была способна к длительному передвижению со скоростью в 60-70 миль в час, что было весьма солидно по тем временам.

-17

Всего было произведено 825 машин за 3 года и всего несколько сохранилось на сегодняшний день.

Другим примером неудачных вложений и маркетинга может послужить история Альберта Поупа, который начинал в 1890х как крупнейший производитель велосипедов в Соединенных Штатах, начав производство автомобилей в 1904 году. В отличии от многих других компаний, он производил свои машины полностью на своей фабрике, от болтов до крыши.

-18

Несмотря на то, что его машины были известны, как надежные и мощные, как например 1911 Pope-Hartford “W” 7-Passenger Touring (4 цилиндра и 50 сил) за $3,250, он попытался охватить слишком многое: его производство предлагало 17 различных моделей, что было слишком много для небольшого производства и экономически невыгодно. Подобная политика привела к коллапсу производства и всей его группе компаний в 1914 году.

Интересно, что даже в начале века производители начали соревноваться в производстве экономичных машин, в виде рекламы и задела на будущее.

-19

Тогда примерно и ввели понятие "миль на галлон", когда контролер — представитель Автомобильного клуба Америки заливал в бак точно отмеренный галлон, опломбировал его и машина должна была проехать как можно дальше. Так в 1911 Franklin Averell Special Speed Carпроехал на галлоне 83.5 мили за 5 часов и 42 минуты, со средней скоростью 15.4 мили в час, побив предыдущий рекорд в 46.1 миль… напоминает "синтетические" тесты по экономичности сегодняшних дней, которыми так гордятся автопроизводители :)

Ну и закончить первую часть я хочу электромобилем 1912 Baker “V” Special Extension Coupe с 60 вольтным двигателем, заряда которого хватало в городских условиях на 50 миль благодаря легковесной конструкции. Однако при быстром вождении, наличии холмистой местности и плохих дорогах приходилось заряжаться чаще.

-20

Несмотря на относительно высокую стоимость по сравнению с бензиновыми или паровыми автомобилями, электромобили нашли горячий отклик в сердцах прекрасной половины человечества:
— для завода не требовались "танцы с бубнами" в виде вращения заводной ручки, магнето или зажигания горелки котла,
— отсутствие коробки передач, соответственно "лишних" рычагов и педалей,
— полное отсутствие какого-либо выхлопа или шума.

Как известно, история идет по спирали и ничего нового спустя 100+ лет не изобрели.
Вторая часть будет про авто 1920 — 1940 годов, а третья - про самые необычные экземпляры.

До встречи!

P.S. За качество фото не пинать, снято на телефон с двумя детьми на руках.

Авто
5,66 млн интересуются