Предпосылки данной статьи были заложены моей любимой супругой, которая подарила мне посещение "овального" трека и возможность самому порулить наскаровским болидом. Мне, как и впрочем любому автолюбителю, постоянно интересен вопрос: "А как оно?"… как оно прокатиться на культовой машине?
Будь то классический олд-таймер, масл-кар или специально построенный для гонок прототип, который ты никогда не увидишь на дорогах общего пользования. Поэтому подобный подарок на ДР был просто замечателен.
По следам посещения трека я и решил написать о своих впечатлениях и поделиться о том, что испытываешь в роли пилота.
Что такое NASCAR? Это рев 750-ти сильных болидов на овальном треке супер-спидвэев в унисон с ревом восторженных фанатов, борьба за лидирующее место на скоростях за 300 км/ч… это борьба пилотов за сердца болельщиков и за деньги потенциальных спонсоров, это лидирующее событие в средствах массовой информации и место для рекламодателей — это мощнейщее шоу, круто замешанное на скорости и адреналине.
Наверное многое видели гонки NASCAR по "шайтан-ящику" в прямом эфире спортивных каналов или были тем самым счастливым наблюдателем на треке, ну или просто почерпнули интересную информацию из тематических передач или статей. Названия треков, наподобие Телладега и Дайтона, стали фактически нарицательными именами, а знаменитости пилотов Бобби Аллисон, Бадди Бакера и Дейла Ернхарда могут позавидовать многие звезды телеэкрана… не считая конечно Данику Патрик, которая совмещает в себе наилучшие черты пилота с очень привлекательной внешностью :)
Тем интереснее было приехать на пустой и безлюдный "шорт"- трек в воскресное утро. За день до этого лил дождь, поэтому до последнего момента я не был уверен в том, что данное мероприятие не не перенесут на более "сухие" времена. Но повезло и возле трека уже грелись на солнце и подготавливались с десяток машин, включая инструкторские и запасные…
Пока еще оставалось время до инструктажа, я пошел ознакомиться накоротке с представленными экземплярами, на одном из которых мне предстояло кататься.
Первое, что бросается в глаза — это пространственная сварная рама-скелет из труб немаленького сечения, на которую монтируются все элементы подвески, движок и прочее оборудование. Силовая рама в автоспорте — это необходимость, ибо любая ошибка пилотирования на скорости под 300 км/ч и с расстояниями между машинами в половину — полтора корпуса приводит к всеобщей свалке. Причем вокруг водителя "клетка" более прочная, а спереди и сзади — сделана из более тонких труб, которые служат "сминаемой зоной", гася удары. Интересно, что как и на обычных машинах, при аварии двигатель "выталкивается" вниз…
Под капотом стоит классический карбюраторный V-8 движок на 5.5 — 5.8 литра (340-358 кубических дюймов). Но несмотря на всю схожесть с обычными двигателями на гражданских машинах, они собраны вручную и под конкретные условия и трассы:
— более радикальны и "злые валы", позволяющие раннее открытие клапаное и более позднее закрытие,
— впуск и выпуск минимизируют сопротивление (low restriction) газам, безо всяких каталитических нейтрализаторов и глушителей, что можно легко услышать и унюхать :)
Его утробное булькание на холостых начинает будоражить кровь в предвкушении того момента, когда ты нажмешь на газ и машина сорвется с места под аккомпанимент рева.
Сам кузов катается по утвержденным лекалам и навешивается сверху, придавая машине более привычный вид (фары и прочие несущественные элементы являются наклейками), а так же является важнейшим аэродинамическим элементом. Опять же, в зависимости от трека (короткий или супер) кузов проектируется для максимальной прижимной силы в поворотах и адекватном охлаждении тормозов и двигателя на различных скоростях.
Внутри салона все аскетично и предельно функционально, только необходимый инструментарий и мининум комфорта. Любителям мягкого пластика на передней панели могут предложить эксклюзив в виде листового металла и обшивку салона листовым алюминием, лобовое стекло из лексана и сетки вместо боковых стекол.
Интересно реализован принцип работы коробки передач. Скоростей всего четыре, включая заднюю, и за все отвечают два рычага. Черный нам впоследствии запретили трогать, он включает реверс и первую передачу. Нам на треке "достались" только вторая, с которой ты и трогаешься, и третья передача — основная на треке…
Алгоритм очень прост: выжимаешь жесткое и длиннющее сцепление и толкаешь рычаг из нейтрального положения вперед для включения второй передачи, потом после разгона — снова сцепление и назад для третьей. Вот и вся премудрость, не надо искать положения рычага, а мощности движка хватает для ускорения в любом режиме.
После получасового инструктажа (упор больше на безопасность в любом виде и реакции на команды трек-маршала), нас одевают в комбезы и начинают утрамбовывать в машины через боковое окно. За все это отвечает команда поддержки, безопасность пилота и его размещение в кокпите — это их прямая обязанность.
Пяти-точечные ремни безопасности затягивают так, что ты только и можешь изумленно выдохнуть, но опыт картинга мне подсказывал, что так будет лучше. Одеваешь шлем, под него — гарнитуру связи, и тебе колодкой на шею навешивают HANS (Head And Neck Support) device — по правилам, подобное входит в полную систему защиты головы вместе с системой боковой поддержки головы.
Упакованному подобным образом, тебе только и остается, как паучку, ограниченно двигать конечностями и совсем немного вертеть головой. Зеркало заднего вида и боковые зеркала? Забудьте о них, все что вам нужно — это сектор обзора прямо перед носом машины… ну может чуть-чуть по бокам.
Все остальное вам подскажет трек-маршал: когда можно выехать на трек, когда нужно занять эшелон после разгона, когда необходимо принять ближе к центральному кольцу, пропуская более быструю машину, или когда вы можете обогнать более тихоходного водителя. Ибо все ваше внимание будет сосредоточено на самых простых действиях: разгон по прямой, частичное сбрасывание газа перед поворотом и борьба с ускорением и реактивной силой на руле при его прохождении.
Команда на запуск двигателя раздается немного неожиданно, но ноги сами держат тормоз и выжимают сцепление, перекидываем два тумблера питания и жмем большую кнопку "Старт". Лениво взревев, движок начинает побулькивать на холостых… врубаем вторую передачу и тихонько трогаемся. Ломового тягового момента хватает для начала движения даже на второй передаче и холостых оборотах.
Почти как сигнальщики самолет, нас направляют в створ на въезд на трек, зависаем на пару секунд и выкатываемся, занимая нижнее кольцо для разгона. Набор скорости и трек-маршал разрешает нам выкатываться на верхний уровень, переключаемся на третью и давим тапок до упора. Ускорение и рев 500+ сильного движка сливаются воедино, запах сгоревшего топлива нагнетает адреналин в кровь и первые пару кругов ты пробуешь различные реакции машины на торможение, разгон и "держак" в поворотах.
С каждым кругом ты начинаешь позже и меньше отпускать педаль газа перед входом в поворот и раньше начинать давить на газ при выходе из него, чуствую все более возрастающие ускорения в повороте и стараясь пройти трассу как можно быстрее. Прогретые слики держат машину как влитые и кажется, что сорвать их просто нереально… но пробовать срыв на скорости под 100 миль в час как то не особо хочется. Постепенно догоняешь чей-то хвост и тебе дают разрешение на обгон.
Как я и говорил, на трассу выпускают не больше 3-х машин за раз по соображениям безопасности, поэтому об обгоне "впритирочку" можно забыть, это не трек-день на личной машине, это все же коммерческое предприятие с минимальными допусками по риску.
И на самом пике, когда ты только начал понимать машину — тебе машут "шахматным" флагом и голос в наушниках сообщает о последнем круге, после которого ты медленно и печально выкатываешься с трека и едешь к пит-стопу, где ожидает очередной любитель скорости. Тебя отстегивают от кресла, делают фото твоей очумевшей от рева движка и запахов тушки и ты идешь избавляться от обмундирования.
Конечно тебе могут еще раз предложить прокатиться, но уже по полной цене, а не со скидкой от Groupon’а :) Спасибо, но несмотря на гуляющий по крови адреналин — я наверное откажусь. Прикосновение к легенде и удовлетворение интереса — бесценны, но любые подобные аттракционы не стоят запрашиваемой за них цены, поэтому 80% скидка — это все наше :)
Было интересно, это действительно новый и уникальный опыт в моей жизни, но я никогда не был ярым поклонником NASCAR, поэтому наверное данный опыт останется как яркое воспоминание. Мне ближе тот же самый картинг, когда ты не просто наматываешь круги, но с кучей поворотов и отрабатыванием филигранной техники прохождения с десятком соперников на треке.
Всем хорошего дня и чистых дорог…