Право выбирать народный автомобиль Советского Союза предоставили специалистам Научного АвтоМоторного Института - НАМИ. Из нескольких кандидатов, участвовавших в отборе, по рекомендации промышленного отдела ЦК КПСС победа досталась Fiat 124. В конечном итоге Ford, Renault и Peugeot покинули список претендентов, ввиду ненадежности конструкции и возможно некоторых политических факторов. Во время испытаний на автополигоне, Фиат начал в прямом смысле сыпаться на глазах изумленной публики. Ведь его рекомендовали как один из лучших легковых автомобилей Европы, а тут такое! Развалилось практически всё - ходовая часть, силовая установка. Кузов вообще расползался и деформировался на глазах.
Но все попытки убедить руководство страны сказать нет итальянскому Фиату, были пресечены Генеральным секретарем Леонидом Ильичом Брежневым. Целых полтора года Инженерная служба НАМИ работала не покладая рук, в итоге заставив итальянцев максимально переделать машину и внести советские разработки в конструкцию машины. Автомобиль получил кузов более повышенной жесткости, практически новый двигатель, переделанную и модернизированную систему тормозов. В общей сложности было внесено около восьмисот изменений. Кардинально измененная советскими мастерами модель Fiat 124, вобрав в себя многочисленные рационализаторские предложения советской инженерной мысли, выпускалась на Испанском филиале концерна Fiat. Но самое интересное, что за всю модернизацию, СССР не получил ни копейки, так как это не было оговорено условиями контракта. На тот момент особые отношения руководства КПСС с Итальянской Компартией сыграли решающую роль в выборе будущего народного автомобиля.
В итоге советский народ получил ВАЗ 2101, изначально прозванный Единичка, из-за последней цифры в индексе. Прозвище копейка он получил гораздо позже. В 1970 году было выпущено около двадцати тысяч первых ВАЗов, а на полную мощность завод заработал в 1974 году. Заднеприводный седан с двигателем объемом 1.2 литра, мощностью почти 59 л.с. стал основоположником целой серии автомобилей семейства ВАЗ - классике.
Еще изначально планировался массовый выпуск Жигулей для индивидуального использования. Автомобиль действительно был очень комфортабельным и скоростным, по сравнению с существующими моделями, доступными для большей части граждан СССР. Весь накопленный опыт автомобилестроения реализовался здесь. Жигули можно было успешно эксплуатировать даже в самых непривлекательных климатических и дорожных условиях. И конечно же посвящать ему все свободное время, в целях усовершенствования и мелкого ремонта. Транспортное средство, которое было и мечтой и анекдотом, несмотря ни на что и сегодня передвигается по дорогам в разных концах страны. Для многих владельцев ВАЗ 2101 остается машиной для души, эмоций, а некоторым и первым авто, с которым приходят знания устройства и ремонта автомобилей.
Стоит упомянуть, что на экспорт машины отправлялись под маркой LADA. Узнаваемость и внешнее сходство со 124 Фиатом, дали возможность в кратчайшие сроки вернуть вложения на покупку оборудования и строительство завода в Тольятти. Автомобиль находился на службе в Венгерской полиции, выпускался с правым рулем для рынка Великобритании, продавался в Финляндии и многих других странах. За все время производства было выпущено почти 5 миллионов ВАЗ 2101 всех модификаций с кузовом седан. На данный момент путь Копейки продолжается...
Подписывайтесь на канал "Автобаза СССР", ставьте лайки, делитесь информацией с другими любителями советской техники! С уважением, завгар автобазы.