Найти в Дзене
Авто Легенды

Авто легенды СССР: Санитарка ГАЗ-24-13

Оглавление

От идеи до воплощения

Предпосылкой появления в семействе автомобилей "Волга" модификации с кузовом универсал послужило постановление совета министров СССР в апреле 1958 года, где указывалось на необходимость создания санитарной "Волги".

В стране не было массового санитарного автомобиля, поэтому Совмин и Минздрав потребовали от Горьковского автозавода в кратчайшие сроки подготовить новую медицинскую машину на базе ГАЗ-21. В салоне автомобиля должны были устанавливаться носилки для перевозки пациента в лежачем положении, но в седан они не помещались, пришлось удлинять салон до заднего бампера и делать сзади большую распашную дверь для погрузки насилок в салон. Строить такой автомобиль только для медицинского использования, было не выгодно, но утешением было то, что подобный удлинённый кузов можно с небольшими доработками использовать ещё на грузо-пассажирских автомобилях и фургонах для перевозки мелких партий грузов. Получалось фактически три новых автомобиля на базе одного универсала.

Новое поколение

-2

Смена базовой "Волги" ГАЗ-21 на ГАЗ-24 практически ничего не изменила - приоритеты остались прежними, а значит и набор модификаций новой "Волги" сохранился тот же. Правда при разработке новой модели учли прежние ошибки.

Форма кузова универсала ГАЗ-24-02 имела одно особенность: следуя за модой, инженеры сделали у всех автомобилей семейства гнутые боковые стёкла в дверях - впервые в истории отечественного автомобилестроения.

Первый серийный универсал ГАЗ-24-02 сошёл с конвейера в 1972 году. Реутов В.Б. - главный конструктор вспоминает, что заказчики в белых халатах были очень требовательными и к размерам салона стали предъявлять высокие требования. Поэтому комиссия Минздрава длительное время не принимала новый автомобиль ГАЗ-24-03, считая салон санитарной "Волги" тесным, а потолок слишком низким. Действительно использовать санитарные "Волги" было не только неудобно, но и небезопасно для больных, поскольку в тесном салоне трудно было оказывать медицинскую помощь. Но вскоре оказалось, что старые санитарки выработали свой ресурс, и оказалось, что заменить их в поликлиниках и травм пунктах просто нечем и Минздрав стал закупатьГАЗ-24-02.

Инновации и головоломки

-3

Вместо ГАЗ-24-03 на конвейер поставили модернизированную санитарку ГАЗ-24-13. О модернизации "Волги" задумались ещё в середине 70-х годов: предполагалось, что базовую модель ГАЗ-24 вскоре заменят сразу два новых автомобиля ГАЗ-3101 и ГАЗ-3102, отличающихся не только внутренней и внешней отделкой, но и двигателями разного объёма и мощности. Но так сложилось, что оба эти варианта смешались в отдельной модели ГАЗ-3102, которая стала номенклатурным автомобилем, недоступной простым автолюбителям, а значит и утилитарные версии на её базе (такси, санитарки, грузо-пассажирские) стали неактуальны, хотя изначально планировались. В результате конструкторам пришлось заниматься текущей модернизацией выпускаемого семейства автомобилей ГАЗ-24. В доработанном варианте седан получил наименование ГАЗ-24-10, а универсал на его базе - ГАЗ-24-12.

Модернизированная "Волга" получила значительно доработанный мотор, новые радиальные шины и новый усилитель тормозов заметно улучшили устойчивость и управляемость автомобиля, особенно на высокой скорости. Более комфортабельным стал и салон с новой панелью приборов, обивкой дверей и сиденьями.

От универсала санитарка отличалась металлической перегородкой салона, разделявшей кабину водителя и отсек для перевозки больных. Для общения медика и водителя в перегородке предусматривалось окно со сдвижными стёклами. Салон санитарки позволял перевозить одного больного на выдвижных носилках и двух сопровождающих. В медицинском салоне устанавливался дополнительный отопитель, а боковые стёлка делались матовыми. Дополнительно машина оборудовалась светящимся указателем мед транспорта на крыше и фарой-искателем с правой стороны кузова. Окраска санитарок не отличалась особым разнообразием - чаще всего это автомобиль белого цвета с надписями вдоль бортов.

Наибольшее распространение санитарная "Волга" получила в крупных городах. Для мед целей она вполне подходила: во-первых, на ней доктор мог объезжать свой участок, а во-вторых, в случае необходимости можно было перевезти пациента, которому не требовалась срочная мед помощь.

Санитарки часто служили при поликлиниках: например, для поездок дежурных детских участковых педиатров по отдалённым районам или врачей пункта неотложной мед помощи, обслуживавшего территорию нескольких детских поликлиник, для выезда врачей на сложные и конфликтные случаи, а также для служебных поездок - в аптеку за лекарствами, доставить анализы в СЭС и т.д.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал Авто Легенды, чтобы не пропустить новый материал.

Авто
5,66 млн интересуются