Термин «броманс», обозначающий крепкую мужскую дружбу, вошел в оборот лишь в девяностых годах XX века. А в качестве примера такого «союза» журналисты нередко приводили «отношения» Барака Обамы и его вице-президента Джо Байдена. Мы решили вспомнить подобные союзы из мира искусства.
Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския
Имя Энди Уорхола было знакомо Жану-Мишелю Баскии с детства. Художники познакомились в 1982 году. И несмотря на внушительную разницу в возрасте — 32 года — они стали приятелями. Существует легенда, что Баския подкупил «отца» поп-арта своими самодельными открытками, которые носил с собой и предлагал купить. И вот в одном из ресторанов в районе Сохо покупателей стал сам Уорхол. Вот фрагмент фильма «Баския» ( режиссер Джулиан Шнабель, в роли Уорхола — Дэвид Боуи) с этой сценой.
Вместе художники начали работать в 1983 году. Уорхол говорил: «Жан-Мишель заставил меня писать по-другому, так что это дело хорошее». В виду он имел то, что начал писать вручную, кистью. Для проекта по заказу швейцарского галериста Бруно Бишофсбергера Уорхол и Баския в соавторстве создали картину «Происхождение хлопка» и еще несколько десятков работ.
Холсты переносились из мастерской одного в мастерскую другого. И каждый пытался отреагировать на изображение, нанесенное приятелем. Дружба художников продолжалась до смерти Энди Уорхола в 1987 году. А спустя полтора года из жизни в возрасте 27 лет ушел и сам Баския.
Сальвадор Дали и Ман Рэй
В 1921 году американский фотограф и художник Ман Рэй перебрался из Нью-Йорка в Париж. Во французской столице он присоединился к авангардистам и сюрреалистам, а позднее познакомился с самим Сальвадором Дали. С ним Ман Рэя связала дружба и совместная работа. В 1934 году вместе они создали скульптуру «Портрет Хоэльи». Ман Рэй изваял гипсовый бюст, «списанный» с жены нью-йоркского галериста Жюльена Леви, а Дали расписал скульптуру.
Ман Рэй также много фотографировал Дали и его работы. А в 1936 году снял знаменитого сюрреалиста для обложки журнала Time.
И несмотря на то, что на журнале красовался Дали, многие отдали должное работе Ман Рэя.
Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон
В 1945 году в Лондоне познакомились Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон. Фрейду о Бэконе рассказал еще одни художник — Грэхем Сазерленд. Однажды Фрейд спросил у него, кто лучших живописец на сегодняшний день. «Ты о нем наверняка даже не слышал. Совершенно уникальный тип. В основном играет в Монте-Карло, потом вдруг возвращается. Если пишет картину, то, как правило, сам же ее уничтожает», — ответил Сазерленд. И тогда Фрейд написал Бэкону письмо с предложением нагрянуть к нему в гости. Два художника быстро сдружились. Вместе они ходили по барам, клубам и игорным заведениям лондонского Сохо. Фрейд признавался, что с середины 40-х годов и на протяжении 25 лет они с Бэконом встречались каждый день. А еще говорил, что искусство его друга ранено страхом смерти. Бэкон много писал Фрейда. В 2013 году на торгах Christie’s триптих Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» ушел с молотка за $142,4 млн.
На тот момент работа стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на аукционе. Триптих Бэкон написал в 1969 году. А год спустя дружба художников прервалась. Причиной стали творческие разногласия, после которых Фрейд стал называть работы Бэкона «ужасными».
Роберт Раушенберг и Жан Тэнгли
Мастер коллажа и реди-мейда Роберт Раушенберг и представитель кинетического искусства Жан Тэнгли познакомились в 1960 году. Швейцарец Тэнгли тогда приехал в Нью-Йорк, чтобы создать для МоМА гигантскую работу «Посвящение Нью-Йорку».
Ее скульптор изготовил из ненужных металлических деталей и прочего хлама. Внешне работа напоминала гигантский механизм, который вскоре после запуска издавал звуки и выпускал пар, а затем разваливался на части. Это была пародия на общество потребления, в котором даже самые популярные товары неизбежно устаревали. Кинетическая скульптура Тэнгли привлекла внимание Раушенберга, и вскоре между художниками завязалась дружба. Американец был впечатлен тем, как его швейцарский коллега использовал технологии, а также звуковые и световые эффекты в искусстве. Вскоре Раушенберг и Тэнгли объединились и сделали ряд мультимедийных перформансов.
Крис Офили и Питер Дойг
Британские художники Крис Офили и Питер Дойг сдружились во время учебы в Лондоне. Оба они были представителями возникшего в 80-е годы XX века художественного движения «Молодых британских художников». В детстве Дойг жил с семьей в Тринидаде. А в 2000 году работать туда отправился Офили. Последовал за другом и Дойг. В итоге, через несколько лет оба художника переселились на остров. Дойг работает в жанре магического реализма. Он не пишет с натуры, для него важнее передача собственных ощущений от того или иного места или явления. Его полотна нередко сравнивают с картинами Мунка и фильмами Дэвида Линча.
Кроме этого, в Тринидаде Дойг занялся тем, что знакомит местных жителей с культовыми американскими фильмами, а афиши к показам рисует сам. Что касается Криса Офили, в своих работах он соединяет высокое и низкое, сакральное и бульварное.
В 1999 году вокруг работы художники «Дева Мария» разгорелся громкий скандал.
Против произведения искусства, в создании которого Офили использовал слоновий навоз, лично выступил тогдашний мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани.