Найти в Дзене
LIFE Reactor

Диагностика детско-родительских отношений — как понять, все ли в порядке в семье?

Оглавление

Диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день.

С помощью специальных тестов мы можем понять, какая обстановка царит в семье и как это отражается на хрупкой личности ребенка.

Содержание:

-2

Взрослые часто не замечают или не способны видеть, что происходит на самом деле, но кроха всегда тонко чувствует малейшие изменения в отношениях родителей, внутрисемейной атмосферы и это, конечно же, отражается на его личности и будущем.

С помощью представленных методик вы сможете выявить сформировавшиеся или только зарождающиеся проблемы восприятия обстановки ребенка и при желании откорректировать ситуацию внутри семьи.

Как понять, что с ребенком что-то не так? Зачем нужны тесты?

В идеале перед тем как устремиться во взрослую жизнь, ребенок неизбежно проходит через институт семьи.

Именно здесь ему привьются те или иные навыки и только от взрослых будет зависеть, вырастет он общительным или нелюдимым, уверенным в себе или терзаемым сомнениями.

Порой даже незаметно, насколько сильно родители и атмосфера в доме влияют на него. «Он всегда был тихим», «С самого рождения такая», — это распространенная ошибка.

Просто степень родительского влияния не знает границ и начинается с самого рождения (если не с зачатия) крохи. Ребенок чувствует все!

И если обстановка накаляется, опытный психолог всегда заметит это.

Признаки отклонения:

  • Повышенная тревожность
  • Замкнутость
  • Гиперактивность
  • Ухудшение успеваемости
  • Трудности в общении со сверстниками
  • Безынициативность

Ребенок, начиная с трехлетнего возраста и вплоть до подросткового, может проявлять демонстративность.

Он будет стараться добиться успеха во всем, до последней капли сил зубрить уроки или, наоборот, станет отъявленным «разбойником», делая что угодно, лишь бы на него обратили внимание.

На самом деле, это прямое свидетельство недостатка любви, чувства заброшенности, никому ненужности.

Малыш страдает и таким своим поведением старается просто получить для себя толику родительской любви.

Далеко не всегда в этом виновата семья.

Часто они заботятся и ценят его в достаточной мере, но этого мало в силу гипертрофированной потребности.

Другой стороной медали становится уход в себя и замкнутость. Так часто случается, если ребенок не выдерживает требований взрослого и ожидания слишком давят на него.

Здесь также все зависит от поведения родителя.

Возможно, после тестирования чада будет правильным пройти и вам тест «Стратегии семейного воспитания», чтобы выявить, истинное отношение к своему ребенку.

И авторитарный и чрезмерно либеральный стиль может сослужить плохую службу и привести к усугублению негативных последствий.

Здесь потребуется работа психолога с обоими родителями ради коррекции их поведения.

Аномалий может быть много и у каждого проявляться по-своему.

Важно, чтобы диагностика детско-родительских отношений в ДОУ не воспринималась агрессивно, как способ «влезть в наши дела».

Тестирования, наоборот, помогут выявить проблему и дать рекомендации относительно решения.

Трудных детей не бывает, бывает совершенно неподходящая среда для их развития и роста.

Помогите детскому психологу адекватно понять ситуацию, и он обязательно придет на выручку.

Перечисленные ниже методики изложены в свободной форме для ознакомления, сами опросники вам предоставит психолог или их можно найти на просторах интернета.

Возможно, вы хотели бы провести их сами, у себя дома.

Это выполнимо, но помните, что диагностика детско-родительских отношений, во всем ее многообразии и степень развития личности ребенка выявляется более точно только посторонним, незаинтересованным человеком.

А вы как раз как никто заинтересованы, потому лучше всего будет довериться опытному профи.

Все зависит от сложности, к примеру, «рисунок семьи» может свободно интерпретировать практически каждый.

Совет: если вам дали задание пройти тест параллельно с ребенком, не отказывайтесь и не просите принести его позже. Психологу важно пообщаться с вами в процессе и понаблюдать за поведением.

«Рисунок семьи» — простая и результативная методика

Она рассчитана и на ребенка, и на подростка, и даже на взрослого.

Начинать стоит с того момента, когда ребенок способен рисовать людей не в виде «головастиков» с ручками-ножками, а как существ с головой, шеей, туловищем.

Не ставьте каких-либо ограничений и не давайте четких установок.

Попросите просто нарисовать семью в таком виде, как хочется испытуемому. Заранее подготовьте простой карандаш и половину альбомного листа.

Слишком большое пространство может сбить его с толку.

Не давайте к этому комплекту ластик, если ребенок настаивает, дайте ему новый лист, а после сравните их между собой.

Важно дать понять, что это не задание ради оценки, и никто ругать не будет.

Следите, кого нарисуют первым, а кого — последним и избегайте любого упрека.

Во время этой диагностики детско-родительских отношений, предназначенной для дошкольников, попросите обязательно подписать каждый объект: «мама», «папа», «собака Нюся» и т. д.

Вы удивитесь, как могут подписать, к примеру, братьев их родная сестра: «мой младшенький братик Максик» и «Виктор».

Разница колоссальна, не так ли? Неодушевленные предметы также важны, в том смысле какую роль они играют в жизни ребенка и его семьи (с его точки зрения).

И это не всегда свидетельствует о материализме.

Просто любимый телефон — вещь постоянная, она является источником удовольствий и информации и никуда не исчезнет, в отличие от человека.

В процессе обработки данных учитывайте следующие правила:

  • Случайностей в рисунке быть не может, все это выражение чувств. Если кого-то не нарисовали, это свидетельствует или об агрессии к родственнику или об отсутствии эмоционального контакта.
  • Малыша нет на картинке? Возможны два варианта: его не волнует эта ячейка общества или он не может найти свое место в семье.
  • Размер объекта всегда говорит о важности, его роли для рисующего. Тот, кто выше, — обладает большей властью, по его мнению.
  • Попросите назвать и подписать каждого персонажа. Даже если количество сходится с вашими данными, возможно, вместо папы он нарисовал Деда Мороза.
  • Вымышленные герои выражают то, чего не хватает. Это воображаемые отношения. Узнайте все об этом существе и вы поймете чувства крохи.
  • Самый близкий к нарисованному ребенку персонаж психологически более близок. Это может быть даже не мама, но любимая кошка.
  • Если семья изображена маленькой в самом верху листа — это говорит о низкой самооценке и высоком уровне требований к себе. В самом низу (чистое место вверху их голов) — низкая самооценка и уровень притязаний.

Если его кто-то волнует или пугает особенно сильно, рисунок будет обведен несколько раз, заштрихован или наоборот, изображен с помощью легкого касания кончика карандаша.

Искажения с правой стороны тела говорят о проблемах социального характера.

У взрослых — это работа и учеба, у ребенка — садик, школа.

Искажения левой стороны говорят о проблемах в кругу близких людей (маленькая рука или нога).

Размер головы свидетельствует о количестве ума, а глаза  — о психическом состоянии.

Ведь в картине мира малыша глаза даны, чтобы плакать и выражать эмоции и попросить о поддержке.

Большие — тревожность, маленькие «точки» — боится попросить о помощи, чувствует страх.

С помощью ушей человек прислушивается к окружающим, а рот является символом агрессии.

Он большой у критиканов, людей, что постоянно кричат и ругаются.

Наличие шеи говорит о возможности управлять своими чувствами. Руки в восприятии испытуемого — способность на поступки.

Чем четче они нарисованы, тем уверенней он себя чувствует в мире. Это могут быть своеобразные «варежки» или 5 пальцев.

Если их больше, то он чувствует себя весьма уверенно, ощущает свое могущество. Обратите внимание на площадь опоры у ног.

Это символ устойчивого положения в жизни, особенно если они стоят на линии земли, а не выше нее.

Совет: дайте ребенку столько времени, сколько ему нужно. Не давите и не поторапливайте.

Диагностика детско-родительских отношений в семье по Е. Бене-Энтони, «Грустная мама»

Следующая диагностика детско-родительских отношений предложенная Е.Бене-Энтони подходит для подростков и даже совсем маленьких детей.

Разница лежит в подходе экзаменатора, подросток может прочесть карточки самостоятельно, а ребенку нужно будет прочитать их вслух.

Вам следует приобрести или изготовить самому 21 фигуру из бумаги, которые будут символизировать членов семьи (людей).

Они должны быть разного пола и возраста, начиная от младенца и заканчивая пожилыми людьми.

Позаботьтесь, чтобы все они были разными и весьма характерными. Последний персонаж — господин «Никто».

К нему можно будет обращаться, если предложенное утверждение не найдет своего места среди предполагаемого круга семьи.

На каждой фигуре должно располагаться место для карточек (конвертик).

Садитесь с ребенком за стол и предложите пофантазировать, представить, что кто-то из этих персонажей — его семья, пусть выберет их.

Затем малышу предлагаются вопросы, которые он должен отнести к определенному бумажному человечку.

Они делятся на следующие категории:

  • Положительные эмоции, исходящие от крохи (кого любит, кто играет с…)
  • Отрицательные эмоции, исходящие от крохи (кого ненавидит, кто злит...)
  • Положительные эмоции, получаемые крохой (ты любишь целовать?, ты счастлив вместе с…?)
  • Отрицательные эмоции, получаемые крохой (ты ругаешь, ты шлепаешь…)

Причем эта диагностика детско-родительских отношений и подобные методики следует проводить в двух направлениях.

Спрашивать, кого ты любишь, и кто любит тебя, кого ненавидишь и кто ненавидит тебя и т. д.

Вариант диагностики детско-родительских отношений в подростковом возрасте содержит в себе акценты на два вида положительного отношения: слабые и сильные.

Первые — это дружба, вторые — манипуляции, интимный психический контакт, переживания на почве первых проявлений сексуальности.

Изучается потакания и сверхопека, а также выражение враждебности.

Диагностика «Грустная мама» состоит из рисунка, на котором изображена печальная женщина и мужчина.

Дается инструкция: «Художник нарисовал маму и папу в комнате. Папа смотрит в окно, а мама очень грустная и чем-то расстроена.

Как ты думаешь, почему у нее плохое настроение?». После нее ребенок может дать свое виденье ситуации.

Вы удивитесь насколько тонко дети чувствуют обстановку в доме и как на свой лад воспринимают любую ссору. В принципе существует три типа ответов.

Первая группа (ребенок винит себя): «Потому что их сын убежал», «Их дочь испортила им настроение».

Вторая свидетельствует о личной ссоре между родителями: «Мама не приготовила папе еды», «Папа не разрешает маме общаться с подругами».

Третья говорит о посторонних причинах: «Потому что погода плохая», «Плита сломалась» и пр.

Эта методика выявляет степень сосредоточенности детей на ссорах в семье, их восприятие ситуации.

Особенно это актуально, если пара распалась, в разводе. Обратите внимание на эмоции ребенка, наводите уточняющие вопросы.

Третья группа ответов предпочтительна.

Совет: взрослым стоит пройти следующие тесты: «Мера заботы», опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник родительских установок и реакций Шафера (PARI).

Диагностика детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте — детский апперцептивный тест (CAT)

Children’s Apperception Test поможет разобраться сразу в нескольких категориях: в чем он нуждается и чего ожидает, прояснит отношение к родителям и сверстникам, уровень агрессивных тревог и страхов, наличие внутриличностных конфликтов.

Дети любят игры, а еще больше ассоциировать себя с животными (так еще Фрейд считал), потому этот тест принесет им только удовольствие.

Методика подходит крохам от 3 до 10 лет.

Существует ограничение во времени (40 минут), но вы должны тайно следить за ним не напрягая рамками ребенка.

Выдавайте изображения поштучно, потому что дети любят играть всем и сразу, это оборвет нить повествования.

Рассмотрим изображения:

  • За столом сидят 3 цыпленка, перед ними миска с пищей. Вдалеке виден образ курицы. Тема освещает проблему конкуренции между братьями и пищевого поведения.
  • Три медведя перетягивают канат. С одной стороны — взрослая особь, с другой — медведь и медвежонок. Звереныш ассоциируется с самим малышом. А перетягивание каната — с конкуренцией между мамой и папой. Чью сторону займет кроха? Агрессивная это конкуренция или дружеская игра?
  • Лев сидит на троне, рядом трость. Внизу картинки норка с мышкой. В этом образе чаще всего видят фигуру отца или опекуна. Пусть испытуемый расскажет злой лев или добрый, зачем ему трость, кто такая мышка? Не сам ребенок ли?
  • Мама кенгуру гуляет с кенгурятами. Здесь чаще всего скрыта тема конкуренции между братьями-сестрами, отношение к младшему в доме.
  • Два медвежонка лежат в кроватке в комнате старших. Дает возможность выговориться относительно скрытых смущений, переживаний и наблюдений.
  • В темной пещере спят два взрослых медведя, на переднем плане — медвежонок. Вопрос ревности, тройственности, проблема мастурбации.
  • Злой тигр гонится за обезьяной. Сказка может наполниться темой страха, борьбы, насилия или веселой погоней. Все зависит от реакции.
  • В комнате сидят 3 обезьяны, одна из них разговаривает с маленькой обезьянкой. Рассматривается предполагаемая ситуация: выговор, поощрение или простая беседа.
  • Зайчонок сидит в кроватке в темной комнате. Проблема страха быть покинутым и одиночества.
  • Щенок лежит на руках у взрослой собаки в ванной комнате. Если это наказание — то за что, если игра — то какая?

Источник