Географическое расположение США накладывало свой отпечаток на положение в случае глобального военного конфликта — от потенциальных противников страну отделяли многие километры океанской глади. В связи с этим военные нуждались в сверхдальнем бомбардировщике, который смог бы обеспечить стратегическое превосходство. Особенно остро этот вопрос встал с началом Второй мировой войны в свете быстрого продвижения немецких войск по Европе. Дело в том, что самый совершенный на то время дальний бомбардировщик США — Boeing B-17 Flying Fortress — имел дальность полёта 3220 километров, а необходимо было в 2 раза больше! О том, как американские авиаконструкторы справились с задачей создания такого самолёта, мы сегодня и поговорим.
10000 миль — 10000 фунтов
В апреле 1941 года корпус армейской авиации США публикует технические требования к новому бомбардировщику: дальность полёта — 19310 километров, высота — 7620 метров (и 13716 метров максимальный потолок), скорость — 443 км/ч крейсерская и 724 км/ч максимальная. Для того времени эти требования были явно завышены, поэтому военные их пересмотрели.
Так появилась концепция «10000 миль — 10000 фунтов» — дальность полёта 16100 километров или 6440 километров с максимальной бомбовой нагрузкой в 4540 килограмм, крейсерская скорость — 483 км/ч, потолок — 12200 метров. В августе 1941 году участники конкурса — Consolidated, Boeing, Douglas и Northrop — приступили к разработке проектов. В итоге тщательно отбора победил проект Model 35 конструкторов Consolidated. Компания получила заказ на постройку двух экземпляров новой машины, получившей официальное обозначение Consolidated ХВ-36 (префикс X означал экспериментальный характер проекта). Активная фаза постройки первого прототипа началась в 1942 году.
Consolidated ХВ-36 → Convair B-36
При проектировании нового самолёта учитывались как требования заказчика, так и опыт боевого применения как американских (Consolidated B-24 Liberator), так и британских тяжёлых бомбардировщиков (Avro Lancaster). После выполнения всех расчётов была построена полноразмерная модель нового бомбардировщика и выполнены продувки в аэродинамической трубе.
Сигарообразный огромный фюзеляж с герметичными отсеками, крыло большого удлинения и площади, топливные баки в крыльях, 6 двигателей Pratt & Whitney R-4360-53 "Wasp Major" мощностью по 3800 лошадиных сил каждый, оборонительное вооружение из 15 крупнокалиберных пулемётов и 3 пушек калибра 37 мм, 11 человек экипажа — это всё о ХВ-36. К 1943 году проект получает новое название — Convair B-36 (компания Consolidated слилась с Vultee Aircraft и стала именоваться Convair). Именно под этим названием он и получил всемирную известность.
Несмотря на то, что после окончания Второй мировой войны правительство США начало сокращать военные расходы, заказ на постройку 100 бомбардировщиков Convair B-36 остался в силе. В первый полёт предсерийный прототип поднялся 8 августа 1946 года под управлением экипажа во главе с лётчиком-испытателем Берилом Эриксоном. Согласно новой доктрине, он должен был стать основной зарождавшихся Стратегического Авиацинного Командования и нести уже атомные бомбы. Позиционировался как инструмент сдерживания в только начавшейся Холодной войне и получил прозвище Peacemaker (с англ. «Миротворец»).
На вооружении
На вооружение в части новый бомбардировщик стал поступать в 1949 году. Его конструкция оказалась настолько технически удачной, что позволяла допускать перегрузки по весу и обладала отличным запасом прочности. Инженеры Convair постоянно совершенствовали самолёт. Так в 1949 году появилась модификация B-36D — в дополнение к 6 поршневым двигателям с уникальными трёхлопастными толкающими винтами под крыльями были размещены 4 турбореактивных двигателя J47-GE-19. Таким образом общее число двигателей достигло 10 и именно в таком виде этот летающий гигант чаще всего и знают.
На его базе также были созданы стратегические разведчики RB-36D для фотосъёмки территории противника с большой высоты (считается, что один из них даже выполнил несколько разведывательных полётов над территорией СССР в 1950-х годах).
Также бомбардировщики принимали участие в программе FICON — исследованиях возможности запуска истребителей со специальной подвески под фюзеляжем самолёта-носителя. Был проект создания пассажирского лайнера на базе B-36. А один из специально оборудованных бомбардировщиков даже летал с ядерным реактором на боту!
В конце 1950-х годов стало очевидно, что B-36 технически устарели. К тому же, обслуживание всех 10 двигателей наземным персоналом было делом достаточно хлопотным. B-36 были сняты с вооружения и порезаны на металл. На смену им пришли более современные Boeing B-52 Stratofortress. До нашего времени сохранилось всего 4 из 384 построенных самолёта — в музеях и частных коллекциях. Convair B-36 и сегодня поражает своими размерами и остаётся самым большим по размаху крыла боевым самолётом из когда-либо построенных!
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
_________________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com