Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Долгая дорога к БМП-1: Часть-1

Советская БМП-1 стала своеобразным феноменом, география распространения которого воистину широчайшая, а ее положительные стороны и недостатки давно заучены наизусть. Но, даже несмотря на наличие более современных моделей, устаревающая машина до сих пор находится в строевых частях многих армий мира. Наряду с другими вооружениями, выпущенными странами ОВД в огромных количествах, она успела принять участие практически во всех локальных конфликтах на стыке веков.

Американский БТР M113 с безоткатным 106-мм орудием M40
Американский БТР M113 с безоткатным 106-мм орудием M40

Но путь к ней был не так прост, и та концепция, которая кажется уже привычной, пришла не сразу. Более того, полностью гусеничная машина считалась излишне сложной. А опытные образцы, по разным причинам, отклоненные, оказывались весьма непривычными. Сегодня мы поговорим о прототипах, которые могли бы стать советской БМП-1.

Опытная машина от рубцовских тракторостроителей - "Объект 19"
Опытная машина от рубцовских тракторостроителей - "Объект 19"

Гром

В начале 1960-х годов уровень противотанковых вооружения достиг определенной степени развития, и противотанковой была не только полевая пушка калибром в 122 мм. В связи с этим у инженеров ведущих стран возник справедливый соблазн создать симбиоз БТР и противотанкового средства. Машины, которая уверенно поражала бы танки, но мобильность которых была бы несравненно выше. Разнообразные безоткатные гранатометы устанавливали на внедорожники и бронетранспортеры. Тем не менее, это решало лишь вопрос мобильности. Ибо в открытом объеме расчет орудия становился заманчивой мишенью, да и на ходу совершить прицельный выстрел – практически невозможно.

2А28 "Гром" - уникальное в своем роде орудие, которое позволило наделить противотанковыми инструментами сравнительно легкие бронемашины
2А28 "Гром" - уникальное в своем роде орудие, которое позволило наделить противотанковыми инструментами сравнительно легкие бронемашины

Казалось бы – смонтировать ту же пушку в башне, и все тут. Но тому мешает реактивная струя снаряда, которая мешала этим замыслам. Проблему решили в тульском КБ Машиностроения, создав орудие 2А28 «Гром» с гидравлическим противооткатным устройством, которое позволяло использовать его в достаточно компактной башне. Основное орудие было спарено с пулеметом ПКТ, а для целей на большом расстоянии были заготовлены ПТУР «Малютка», запускавшиеся с рельсовых направляющих над стволом. Уже под готовый орудийный модуль Главное бронетанковое управление составило требования к будущей машине. Она должна обладать плавучестью, мобильностью, защитой от ОМП и возможностью самостоятельной борьбы с танками. А броневой корпус должен был выдерживать обстрел 20-мм снарядом.

Орудийный модуль с автоматом заряжания и направляющим для запуска ПТУР "Малютка"
Орудийный модуль с автоматом заряжания и направляющим для запуска ПТУР "Малютка"

Объект 19

Крупнейшие предприятия СССР начали готовить свое видение будущей БМП. И одним из первых свой экземпляр продемонстрировали сотрудники Алтайского тракторного завода – в 1965 году. Машину разрабатывали при тесном сотрудничестве с академией бронетанковых войск, что позволяло сразу учитывать мнение военных теоретиков. Готовая машина была «на грани» - будучи колесно-гусеничным транспортом. Для движения в относительно легких условиях использовалось стандартное шасси с колесной формулой 4х4. А в колесной базе размещался гусеничный движитель. Его активация занимала до 20 секунд. Причем, опустить гусеницы можно было даже на ходу. Мотор располагался в корме, что позволило создать десантные люки лишь в крыше корпуса – за башней. Мощность дизельного мотора – 300 сил, а движение на плаву осуществлялось с помощью двух водометов реактивного типа. Двигатель позволял развивать скорость в 80 км\ч на дороге, и 10 км\ч – на плаву.

Профиль машины несколько напоминал имеющуюся в войсках БРДМ-2, а опорные катки гусениц были взяты от плавающего танка ПТ-76 – из-за их полой конструкции, позволявшей сэкономить драгоценный вес. Экипаж состоял из командира и мехвода, которые сидели в передней части машины. За ними располагалось боевое отделение, вокруг которого располагалось место для десанта.

Командири механик-водитель получали неплохую обзорность через бронестекла, которые в боевых условиях прикрывались стальными щитками
Командири механик-водитель получали неплохую обзорность через бронестекла, которые в боевых условиях прикрывались стальными щитками

Проблемы

Десантные люки располагались в крыше корпуса за боевым отделением
Десантные люки располагались в крыше корпуса за боевым отделением

Машина приняла участие в сравнительных испытаниях, результатом которых стало принятие на вооружение «Объекта 765». Как всегда, судить о машине спустя время легче даже дилетанту: ведь ему есть от чего отталкиваться. Но тогда был лишь чистый лист и набор требований военных. Несмотря на то, что наиболее удачным оказался гусеничный вариант, военные к такой концепции относились скептически, считая, что солдату срочной службы будет проще обслуживать колесную машину. А попытка совместить два типа движителя лишь усложнила конструкцию, которая получила две трансмиссии. Да и замена гусениц была бы возможна лишь со снятыми колесами, а это – дополнительные силы и время.

До недавнего времени единственный ходовой макет находился в таком состоянии на задворках музея в Кубинке
До недавнего времени единственный ходовой макет находился в таком состоянии на задворках музея в Кубинке

Еще одним моментом, который не удовлетворял военных, было десантирование. Расположение люков в крыше корпуса до неприличия усложняло погрузку\выгрузку. А о перевозке раненых на носилках и речи быть не могло.

После реставрации опытная БМП заняла место в постоянной экспозиции
После реставрации опытная БМП заняла место в постоянной экспозиции

Есть мнение из разряда городских легенд, что когда опытный «Объект 19» привезли на испытания в 21 НИИИ, сотрудники института чуть ли не в ту же минуту отправили «лягушонка» назад. Естественно, в это верится с трудом – но доля правды в том есть. Боевая машина должна быть эффективной и, по возможности, простой. А попытки сделать «швейцарский нож» в одной машине часто оборачивались провалом. Сегодня этот образец можно увидеть в бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

-9