Найти тему
Электрификация.ру

Купить ретро-проводку! Но будет ли толк?

Оглавление

Купить ретро-проводку сейчас не проблема. Несколько лет назад, в период господства на российском рынке западноевропейских изделий (например, Fontini) к этой мысли было принято добавлять сослагательный «хвостик» – были бы деньги. Тогда встречались люди, которые покупали «буржуйские» электроустановочные изделия, а деревянные проставки под них (подрозетники в изначальном понимании этого слова), выпиливали сами, стараясь хоть как-то сэкономить.

Теперь, благодаря появлению в РФ дешёвой китайской продукции, оговорка об атомном ценнике в значительной мере утратила актуальность – приобрести ретро-проводку может практически любой экономически активный гражданин. Сейчас мы не будем сравнивать качество продукции китайских и европейских производителей, просто зафиксируем факт, что ретро-проводка стала ближе к народу.

Стенд в строительном магазине на Кирочной улице (Центральный район Санкт-Петербурга) ненавязчиво подводит к решению купить проводку и электроустановочные изделия, стилизованные под ретро.
Стенд в строительном магазине на Кирочной улице (Центральный район Санкт-Петербурга) ненавязчиво подводит к решению купить проводку и электроустановочные изделия, стилизованные под ретро.

КУПИТЬ? КУПИТЬ!!!

Под видом ретро-проводки и аксессуаров к ней продаётся множество красивых и полезных вещей. Однако к настоящей старинной электротехнике (изделиям первой половины XX века) они имеют лишь косвенное отношение. Производители, стараясь скопировать внешний вид исторических проводов, распределительных коробок, розеток и выключателей, всё-таки остаются в рамках современного технологического уклада.

Здесь можно привести аналогию с восстановлением (реставрацией) старинного автомобиля. Вроде бы перед реставраторами стоит задача сделать максимально аутентичный экземпляр, почти неотличимый от тех машин, что много лет назад сходили с заводского конвейера, и для выполнения этой задачи прикладываются значительные усилия. Однако в итоге всё идёт к тому, что реставрируемый образец как-то сам собой становится лучше серийных авто. Его комплектуют более эффективной шумоизоляцией, уменьшают (выравнивают) зазоры между кузовными панелями, скромная обивка салона уступает место сдержанной роскоши элитных тканей… Затем возникает идея улучшить характеристики фар. И правда, как в современных реалиях ездить с лампами ближнего света в 21 свечу? Жигулёвские 40 ватт уже считаются жутким анахронизмом! Ну не может машина-мечта, ласточка-конфетка, раздражать своих пассажиров посторонними звуками в салоне и передвигаться «на ощупь», просто не имеет права! Так мало-помалу формируется комплекс отступлений от оригинала… Да, отступления незначительные, заметные только узким специалистам, но и о полной аутентичности после них говорить уже не приходится. Как видите, лёгкое осовременивание случается даже при реставрации, а при заведомой стилизации происходит ещё более явная подмена старинных технологий нынешними.

Кроме обычных выключателей и розеток (да и как сказать, обычных – стародавние розетки, например, не знали заземляющих контактов, а теперь это правило хорошего тона) в современных ретро-коллекциях присутствуют телефонные, телевизионные и интернет-розетки, которых, разумеется, не было и быть не могло среди старинных прототипов. Изоляция / тканевая оплётка современных ретро-проводов кардинально отличается от той, что была актуальной несколько десятков лет назад. Считается, что современная интерпретация оболочки надёжнее и безопаснее, в частности, она не поддерживает горение.

Это хорошо? Наверное, да! Электробезопасность – наиважнейший вопрос, решать который необходимо в первую очередь, и тут, как говорится, все средства хороши. Но в итоге получается не совсем ретро…

Мы в качестве ретро-проводки больше привыкли видеть сталинские серийные провода, которые до сих пор встречаются в питерском жилом фонде. То, что сейчас продаётся в качестве ретро-проводов, выглядит несколько слащаво и «неправдоподобно». В этом контексте отдельного упоминания заслуживают фарфоровые ролики-изоляторы – кажется, что их старая форма была изящнее за счёт какого-то неуловимого нюанса… Старинный крепёж (между прочим, в своё время считавшийся сугубо утилитарным) был красивее – шурупы с головкой-полусферой смотрятся приятнее современных универсальных саморезов с потайной головкой…

Надо отметить, что сами обладатели советской проводки на роликах не воспринимают её ни как материальную, ни как историческую ценность, и относятся к ней в высшей степени безразлично. Например, осенью 2017 года одна жительница славного города Сестрорецка, входящего в состав Курортного района Санкт-Петербурга, общаясь с нашим электриком через нижнюю губу, постоянно приговаривала: «У меня проводка 1905 года», пытаясь подчеркнуть «отсталость» своей электроустановки, хотя та ещё пребывала в сносном состоянии. Если же старинная проводка на роликах становится ветхой и начинает нуждаться в срочном ремонте или замене, люди не спешат принимать меры. Такое впечатление, что они ждут прихода доброго дяди, который им всё исправит за свой счёт.

ГДЕ ПОДВОХ?

О том, что ретро-проводка пользуется если не популярностью, то по крайней мере привлекает к себе живой интерес потенциальных покупателей, мы уже упомянули. Но, как бы ни было печально, в контексте приобретения и монтажа ретро-проводки мы в очередной раз сталкиваемся с противоречием дизайна и функции. Проводка, стилизованная под старину, подойдёт далеко не всем желающим её купить.

Во-первых, проводка монтируется и эксплуатируется в определённом интерьере, и должна мало-мальски ему соответствовать. Данное утверждение справедливо даже для скрытой проводки – что уж говорить о ретро-проводке, монтаж которой по определению осуществляется внешним (открытым) образом!

Противоречие дизайна (внешнего вида) и функции особенно остро проявляется в ряде аспектов.

Современный изнеженный цивилизацией человек пребывает в уверенности, что розеток должно быть много. Однако во времена естественного расцвета проводки, монтируемой на роликах и / или в трубках, было значительно меньше электроприборов (бытовой техники), а необходимость периодически заряжать различные мобильные устройства (гаджеты) никому не могла присниться даже в самом страшном футуристическом сне.

Евростандарт, несмотря на то, что многие специалисты не рекомендуют превращать его в абсолютную догму, завоевал множество сторонников.

В противном случае воплощение идеи будет напоминать показы коллекций модных домов. Вроде бы красиво и стильно, но в реальной жизни (повседневной практике) применить без слёз невозможно.

Во-вторых, монтаж ретро-проводки требует от электрика предельной аккуратности. Если Вы собираетесь монтировать ретро-проводку своими силами, не имея уверенных электромонтажных навыков, будьте готовы к серьёзным временным затратам.

В-третьих, применение ретро-проводки влечёт за собой определённые эксплуатационные проблемы. Господство внешней проводки в первой половине XX века обусловлено вовсе не склонностью наших предков к фарфорово-тканевой или латунно-трубочной эстетике, а отсутствием широких возможностей по монтажу скрытой электропроводки.

В-седьмых, активизация спроса на проводку, стилизованную под старину, привела к появлению, мягко говоря, неоднозначных предложений. Под видом ретро-проводки могут продаваться различные подделки – кустарно изготовленные витые провода сомнительного качества.

В заключение хотелось бы отметить, что мы не пытаемся во что бы то ни стало отговорить желающих от приобретения ретро-проводки. Просто мы обращаем внимание на ряд проблем и нюансов, которые традиционно забываются или преднамеренно замалчиваются. Решение о покупке кабельно-проводниковых и электроустановочных изделий должно быть взвешенным, а не эмоциональным. В конце концов, это не только вопрос эстетики и комфорта, но долговечности электроустановки и её безопасной эксплуатации, и это чрезвычайно важно!

Авто
5,66 млн интересуются