Найти в Дзене
Angry Cars

Александр Сорокин и его боевая «Волга»

Оглавление

Летом 2013-го я активно занимался постройкой нового инжекторного мотора для «Жигулей» и попутно избавлялся от старых железок. И вот на одно из объявлений о продаже 73-го «Солекса» я получил ответ в почту, написанный транслитом. Оказалось, что это был один из пользователей форума Lada-VFTS, Эрвинс Кауна, который гоняет на «Янтарном кольце» в Латвии, тема о его машине мне была знакома.

Мы договорились о том, что я передам ему карб через его знакомого, который как раз в это время гостил у нас в Петербурге. А им оказался Александр Сорокин, вице-чемпион Латвии по кольцевым гонкам, он уже очень давно выступает в серии «Янтарная Волга» на знаменитом прибалтийском кольце.

Как и следовало ожидать, процесс передачи карбюратора затянулся, так как я просто не мог не пообщаться с таким человеком. Александр рассказал столько интересного, что почти час времени пролетел просто незаметно!

Александр Сорокин и его боевая «Волга»
Александр Сорокин и его боевая «Волга»

Участвует в соревнованиях с 1981 года, то есть уже больше 30 лет! Но больше меня удивило то, что все это время он выступает на одной и той же машине! Поверить в это сложно, но Александру удалось сохранить тот самый кузов и втиснуть его в современный регламент. Конечно, моторов он сменил множество, например, на тот момент он искал блок от форкамерного двигателя ЗМЗ-4022.10, так как он крепче обычного.

Интереснее всего мне были технические подробности подготовки «Волг» и «Жигулей» для кольца. Регламент очень консервативный, естественно впуск разрешен только карбюраторный, зажигание — трамблерное, только недавно сделали послабление и разрешили бесконтактную систему с датчиком Холла. Насколько я понял, сейчас свободы действий в постройке машины больше: степень сжатия — любая (раньше — только штатная 8.2, а бензин 72-й), передние тормоза разрешены дисковые, распредвалы — тоже любые (Александр ездит с валом, у которого фаза около 290 градусов). Кстати, кольцевиков в основном интересуют фаза и перекрытие вала, большой подъем им не нужен. Это лишний раз доказывает то утверждение, что если надо крутить мотор далеко, то желательно ставить вал с небольшим подъемом, но с широкими фазами.

Кольцевая «Волга»
Кольцевая «Волга»

Конечно же речь зашла о карбюраторах, точнее о романтике возни с ними. На мой вопрос о необходимости настроек под конкретные погодные условия Александр подробно рассказал о тяготах откатывания смеси и углов. В советские времена за день до гонки спортсмены обычно выезжали на пустынные участки дороги и раз за разом проезжали километр с места, меняя подачу топлива и углы и засекая время. Это отнимало почти целый день и огромное количество бензина. Трудно представить, какая была выдержка у этих стальных людей. Но прогресс не стоит на месте — сейчас все гораздо проще. Хоть карбюраторный впуск и остался, но совладать с ним с помощью стенда или ШДК гораздо проще. Сам Александр использует именно последний вариант, с широкополосником на настройки уходит всего несколько часов, а не целый день.

Что касается амортизаторов, то здесь тоже нельзя ограничиться готовыми изделиями — даже газовые однотрубники для кольца не годятся, это не ралли или кросс, важнее всего характеристики отбоя. Обычно участники серии перенастраивают стандартные масляные двухтрубники сами. Александр сам подбирает клапаны, на что тоже уходит немало времени. Не удивил и ответ на вопрос об изначально плохой управляемости «Волги»: «Заставить поворачивать можно любую машину, и главная роль в этом принадлежит пилоту». Кроме того, опытные спортсмены не гонятся за большими значениями развала, вполне хватает и 0.5 градуса, хотя некоторые делают и -5. Кстати, Александр развеял миф о том, что кольцевики делают расхождение колес (отрицательное схождение), о чем писал пару лет назад один из пилотов старой школы, схождение делается нейтральным или уводится в небольшой плюс.

Еще меня очень удивил тот момент, что гонки в Бикирниеки довольно доступны, участие в одном этапе серии стоит чуть ли не дешевле наших любительских ралли-спринтов на «Шушаринге».

Я очень рад знакомству с Александром, он рассказал кучу интересного о настоящем спорте, да и просто оказался очень приятным собеседником.

P.S. А карбюратор успешно доехал до Эрвинса в Латвию. И, конечно, я его просто подарил ему — деталь для правильного использования было отдавать совершенно не жалко :)

angrycars.ru

VK

Facebook

Авто
5,66 млн интересуются