В прошлом материале мы рассказали про большое количество танков Т-54\55, которые были захвачены израильтянами в ходе войны Судного Дня. В силу дефицита боевых машин, руководство ЦАХАЛ принимало на вооружение эти танки с разной степенью модернизаций. Машины серии «Тиран» прослужили до 1980-х, пока на вооружение не поступила более современная техника в больших количествах. Но и тогда бережливые израильтяне не поспешили расстаться с советскими шасси, дав миру современную концепцию тяжелой БМП.
Предыстория
Гегемоны Холодной войны, коими были СССР и США, наполняли свои войска техникой, которая подчинялась вызовам потенциального большого противостояния. Огромные армии готовились к широким танковым наступлениям на зараженных тактическими ядерными ударами полях. Той же доктрине подчинялся и пехотный транспорт. Советская БМП была быстрой и плавающей, а ПТУР и 73 мм орудие были рассчитаны на борьбу с бронетехникой противника. В аналогичной ситуации оказалась и техника другого класса по ту сторону. Внедорожник HUMVEE, созданный в разгар противостояния со странами Варшавского договора, оказался крайне уязвимым в условиях войны с регулярными, и не очень силами на Ближнем Востоке.
Эти два, казалось бы, не похожих примера, демонстрируют смешение ролей, которыми наделяется боевая техника в современных конфликтах. Относительно медленные танки становятся уязвимыми в условиях городского боя, а «классические» БМП не обладают современным уровнем защиты. И военным, как показывает практика, лучше пожертвовать подвижностью, но не лишним шансом на выживание. А если в запасе вооруженных сил есть много танков, которые устарели для своего основного применения? Можно списать, или продать – только если это происходит не в Израиле. Решения, вызванные острым дефицитом, оказались настолько правильными, что актуальны по сей день – когда страны с мощным ВПК только приходят к осознанию необходимости машин такого класса.
Итак, 1982 год. Не прошло и десяти лет с войны Судного Дня, а Израиль уже начинает вторжение в Ливан. Острого недостатка машин – как в прошлый конфликт уже нет, и захваченные ранее у египтян Т-54\55 уже не так необходимы – в роли танков. А что если сделать из них БМП? Ведь практика показала, что устаревшие американские БМП M113 в условиях городского боя всецело уязвимы огнем ручных противотанковых средств. Ливанская война стала «премьерой» первого поколения танков «Меркава», отличительной особенностью которых было расположение моторно-трансмиссионного отделения впереди. Более того, в корме машины было десантное отделение – особенность, делающая израильскую машину уникальной в своем роде. Идея оказалась жизнеспособной, что продемонстрировали низкие потери личного состава. Но, как ни крути, а Меркава – это танк. Тогда военные обратили свой взор на шасси устаревших советских машин.
Командование ЦАХАЛ возжелало себе тяжелую БМП на танковом шасси. После продолжительных испытаний различных конфигураций, в числе которых были «Тираны», английские «Центурионы» и, собственно, «Меркавы», выбор пал на советскую машину. Уже к 1987 году был подготовлен опытный образец тяжелой БМП «Ахзарит», созданной на шасси Т-54\55.
Берем танк, и снимаем все лишнее
В основе боевой машины «Ахзарит» лежит броневой корпус от советских танков со снятой башней. Несмотря на то, что первые Т-54 были созданы в далеком 1946 году, бронирование их корпуса превышало все существавшие БМП того времени.
Для повышения защищенности экипажа, машина претерпела серьезное изменение компоновки. От советского мотора отказались, заменив его на американский двигатель от GM и трансмиссию Allison. Выбор на эти комплектующие пал, прежде всего, из-за размеров. Между правым бортом и мотором освободилось место, в котором проложили путь к десантной аппарели в корме. Под полом этого коридора расположилась компактная трансмиссия. Эта часть конструкции обуславливает положительные качества машины. При открытии задней двери специальный механизм приоткрывает часть крыши, что делает десантирование «сходу» более удобным. Более того, приоткрытие верхнего люка позволяет десантникам наблюдать за обстановкой позади БМП. Кроме того, в крыше корпуса предусмотрено еще пять люков: два для десанта, и три – для членов экипажа.
Изначально, танк Т-55 весил 36 тонн, а его корпус без башни – 27. Освободившуюся массу решили восполнить бронированием, да так обильно, что масса «Ахзарита» возросла до 44 тонн. Бронирование корпуса, которое колеблется от 15 (участок крыши) до 100 (лобовая проекция) миллиметров, было усилено. Накладные элементы состоят из стали с карбоновыми волокнами. А дополнительно машину защищает комплект динамической защиты Blazer.
Основным вооружением тяжелой БМП является бельгийский пулемет FN MAG, который смонтирован в дистанционно-управляемой турельной установке, занявшей место башни. В наследство от советских конструкторов досталась система защиты от радиационного и химического загрязнения, а также - термодымовая аппаратура. Суть ее работы заключается в постановке дымовой завесы посредством впрыска дизельного топлива в выхлопной коллектор.
В некотором количестве «Ахзаритов» установлен более современный дистанционно-управляемый модуль вооружения. Установка «Katlanit» предполагает монтирование крупнокалиберного пулемета M2 Browning или автоматического гранатомета.
Получившиеся машины удачно сочетали в себе вместительность транспортеров и защищенность от противотанковых средств. А отсутствие башни и, как следствие – низкий силуэт, снизили заметность машины на поле боя.
Итог
Первым серьезным боестолкновением с участием «Ахзаритов» стала операция «Радуга», сам прецедент которой подтвердил необходимость тяжелых БМП. После того, как в 2004 году были атакованы израильские бронетранспортеры M113, стоившие израильтянам одиннадцати солдат, была инициирована военная операция в южной части сектора Газа. На этот раз пехотинцы использовали тяжелые БМП, которые продемонстрировали свои положительные качества. Потом был трехнедельный конфликт на стыке 2008-2009 годов, более известный, как операция «Литой Свинец».
Во всех этих конфликтов не было зафиксировано ни единого случая уничтожения ТБПМ, а людские потери были сведены к минимуму. Естественно, это обусловлено множеством факторов, среди которых и соотношение сторон и тактика АОИ. Из опыта которой, собственно, и вышел «Ахзарит».
Естественно, не одни израильтяне осознали необходимость создания такой боевой машины. Перспективная российская ТБМП Т-15, которая все еще является опытным образцом, имеет ту же концепцию. А наиболее близки по истории создания украинские прототипы ТБМП. БМП-55 даже построена на том же шасси, что и израильская машина. Украинскую новинку строили с 2000 года почти девять лет. После чего ее отправили на испытания, о результате которых ничего не известно. Хотя сама идея постройки хорошо защищенной БМП из устаревшего танка, казалось бы, просто создана для постсоветских стран. Но, видимо, не все так просто, и израильские БМП на танковом шасси остаются единственными в своем роде.