Как многие мальчики, с детства я был неравнодушен к велосипедам, мотоциклам и машинкам. Мог часами смотреть на их изображения. Собирал марки с автомобилями. Стены моей комнаты были увешаны картинками машин из журналов. С возрастом это не прошло - просто картинки превратились в реальные автомобили и мотоциклы.
В один из летних дней прошлого года мне посчастливилось побывать в автомобильном музее небольшого города Зуля в Германии. Вообще, это родина мотоцикла Simson. Давно мечтал здесь побывать, но не получалось как-то. Часто проезжал мимо, оставляя его посещение на потом, но вот наконец-то это произошло. Город расположен рядом с Айзенахом, который известен тем, что в нем был один из заводов BMW, а затем там выпускался Wartburg. Кроме того, это город-побратим моего родного Могилева.
Музей располагается в торговом центре. Совсем небольшая территория арендуется им уже много лет. Здесь еще находится музей оружия, в здании рядом справа. Билет комплексный в два музея и стоит 11 евро. За разрешение на фотосъемку нужно заплатить еще 2 евро.
Заходим в зал. В глазах сразу начинает рябить от велосипедов и мотоциклов! Их количество очень впечатляет и сразу напрашивается вопрос: "А почему это автомузей? Здесь же только двухколесный транспорт!" Но экспозиция построена так, что сначала представлены совсем ранние велосипеды, мопеды и мотоциклы, а ближе к современности - экземпляры помоложе. Чувствуется упор на местное производство Simson, таких экземпляров очень много. Ну а автомобили можно увидеть в самом конце. Экспозиция в основном представлена машинами, выпускавшимися в Айзенахе.
Не укладывается в голове, как можно было держать равновесие на этом очень старом велосипеде из 1880 года! И как на него вскочить? Сиденье находится на высоте полтора метра. Наверное, делалось это с табуретки. Но ведь слезть тоже нужно как-то, поэтому табуреточку нужно было, видимо, возить с собой.
Существовали, оказывается, велосипеды той же конструкции, но поменьше. Вот Hans Barche 1886 года. Посмотрите, как просто и незатейливо сверху выполнен тормоз. Обратите внимание на цепную передачу внутри ведущего переднего колеса, играющую роль редуктора.
Вот редуктор поближе. Действительно, не нужно изобретать велосипед - все уже изобретено почти 130 лет назад.
А вот уже привычной нам компоновки велосипед с металлической рамой. Планка, на которой расположено сиденье, выполняет роль рессоры. Колеса деревянные, спицы тоже. Трясло, видимо, на этом велосипеде не слабо. Особенно если представить, что тогда асфальтированных дорог не было, в городах в основном имела место брусчатка.
Люди давно хотели приделать к велосипеду моторчик - так родился мопед. Вот один из первых образцов, изготовленных на заводе Automoto в 1917 году. Похож на выпускавшийся у нас "газовый" мопед, правда? Обратите внимание на ремень, которым приводилось в движение заднее колесо с гигантской звездочкой. На руле расположена керосиновая фара.
От велосипедов перейдем к мотоциклам. На входе в музей - шедевр технической мысли, красавец, белый "принц" Mars A23 1923 года .
Его произвели в Нюрнберге. Мотор Maybach 1000 куб.см. Весит мотоцикл 155 кг, а разгоняется до 80 км/ч. Впечатляет массивная рама и двойная передняя вилка. Мотоцикл принадлежал Анетте Бенц.
Вот Triumph 1930-х годов. На нем применена подвеска с жесткой вилкой и одной пружиной переднего колеса.
Черный двухцилиндровый оппозитный BMW. Что-то при виде этого мотора мне подсказывает, что конструкторы нашего К750 тоже смотрели эту картинку.
Одноцилиндровый BMW R 25/2. Такой здоровый четырехтактный мотор, а всего 247 "кубиков". 1952 год.
DKW 1952 года, 125 "кубиков".
MZ 1956 года немного напоминает старую "Яву".
Марка MZ представлена множеством моделей. Вот одна из них редкого желтого цвета.
Спортивный MZ здесь тоже не один.
Без "Явы" никак не обойтись. Это самый суперский мотоцикл, который знает каждый из нас!
Несколько мотоциклов с колясками, а этот AWO c высокохудожественной люлькой наконец-то приближает экспозицию автомобилей.
Этот гоночный автомобиль со своеобразной внешностью того времени достигал скорости 260 км/ч на двухлитровом моторе, что сегодня доступно многим обычным автомобилям. Это машина Пауля Грайфцу, известного автоспортсмена.
А вот EMW 327 - обратите внимание на эмблему. Она как у BMW, только красного цвета. Eisenacher Motorenwerk (EMW) был восточногерманским производителем автомобилей и мотоциклов. В Айзенахе их выпускали под брендом BMW, но после судебного иска в 1952 году пришлось изменить название на EMW, а цвета логотипа заменить на красно-белые. Позже автомобильная секция EMW стала называться VEB Automobilwerk Eisenach и построила Wartburg.
BMW/EMW 340 стали фактически первым самостоятельно созданным легковым автомобилем в ГДР, а также символом самой социалистической Германии 1950-х годов. Их активно использовали в Народной полиции, медицине и прочих государственных службах и органах ГДР. Некоторые экземпляры этой модели сохранились и на просторах бывшего СССР. Большинство из них в процессе эксплуатации утратило первоначальный облик и оригинальные детали. Также определенное количество автомобилей сохранилось и в самой Германии. Они - частые гости на выставках и пробегах ретроавтомобилей.
Композиция заканчивается вот такими "Вартбургами".
В этом видео можно ознакомиться со всей экспозицией музея:
Олег ФЕДОРОВИЧ
Фото автора
ABW.BY
Материал опубликован в рамках Конкурса читательских материалов, рубрика - "Свободная тема". Главный приз за лучший материал - 650 рублей. Победители всех рубрик получат по 150 рублей. Кроме того, авторы абсолютно всех опубликованных материалов получат на свой аккаунт на ABW.BY по 200 интернет-единиц.
Ознакомиться со всеми подробностями участия и полным списком призов можно по ссылке. Работы принимаются до 25 января включительно.
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber