Заводские гоночные команды – сложная штука. В отличие от фанатов автоспорта они не трясутся над каждой машиной, не ценят тот или иной конкретный образец. Одним из ярких примеров безжалостного и равнодушного отношения к технике может послужить Peugeot Talbot Sport – заводская команда французского концерна времён конца 80-х годов прошлого века.
С 1983 по 1986 год внимание команды было сосредоточено на классическом ралли, затем добавилась американская гонка Pikes Peak и ралли-рейды. Для всех трёх направлений необходимо было строить автомобили, но… зачем, если можно попросту допиливать старые, уничтожая их прошлое?
Примеры? Их множество. Самым ярким, безусловно, можно считать вот этот – как вы думаете, сколько различных автомобилей изображено на этих трёх фотографиях?
Три? Две? Нет! Это один и тот же автомобиль!
В конце 1986 года, когда эпоха раллийных автомобилей группы Б закончилась, французы распилили пополам несколько легендарных машин. Зачем? Механики вварили в кузов тридцатисантиметровую проставку, в которую помещался огромный 350-литровый бензобак – раллийный автомобиль переквалифицировался в ралли-рейдовый. Так появились удлинённые «двести-пятые».
Но век некоторых из удлинённых машин также оказался недолог – их вновь взяли в работу, чтобы основательно перекроить и построить… ралли-рейдовые Peugeot 405 turbo 16.
Машина на трёх приведённых фотографиях претерпела именно такой путь:
1. В ралли это было шасси C208
2. В конце 1986 года её перестроили в ралли-рейдовое шасси и переименовали в C227 Grand Raid
3. А после аварии Мехты в Египте из неё построили C403 Grand Raid
А ведь это была машина-легенда. Ари Ватанен наверняка хотел бы получить её в своё распоряжение. Почему? После аварии на Ралли Аргентина 1985 года, когда финн чудом выжил, Ари лечился долгие месяцы. И возвращение за руль гоночного автомобиля для него состоялось на Ралли Санремо 1986 года – Ватанен проехал гонку в качестве пилота «нулевого» экипажа (экипажа безопасности). Такова официальная версия.
На самом же деле он сыграл роль экипажа-разведчика для своих товарище по команде. Но факт остаётся фактом – это было его первое и последнее появление за рулём Peugeot 205 turbo 16 второй эволюции. И этой машины больше нет – по крайней мере в её прежнем виде.
Есть и другие примеры – не менее обидные. Для гонки Pikes Peak 1987 года Peugeot подготовила три машины модели 205 turbo 16. Привычный облик французских машинок серьёзно видоизменился – они ощетинились спойлерами и стали выглядеть ещё злее!
Гонка прошла весьма неплохо – Ватанен занял второе место, Занусси стал третьим, а Мехта – четвёртым. Но ни одной из трёх этих машин больше не существует! Точнее они есть, но совсем не такие.
Ватанен и Занусси выступали на новеньких шасси C224 и C225 – эти автомобили никогда не участвовали в ралли, их строили специально для Pikes Peak. Мехте же досталась переделанная из раллийной машина с номером шасси C218 – на ней Юха Канккунен выиграл в 1986 году Ралли Новая Зеландия, но разве это кого-то в команде волновало? Всего-то последняя победа финна в сезоне и в целом за рулём машин группы Б, чего тут такого?
Итак, Pikes Peak 1987 года состоялась. Результаты отличные. Как поступить с машинами? Может хотя бы одну передать в музей компании? Оставить на память? Сохранить в качестве приятных воспоминаний? Если вы так подумали, то вы ничего не понимаете в работе заводских команд. Peugeot переделала машины Ватанена и Занусси, а автомобиль Мехты… продала!
В 1988 и 1989 году в гонке Pikes Peak приняли участие две совершенно фантастические машины Peugeot 405 turbo 16 Pikes Peak. Множество аэродинамических элементов, полный привод и все управляемые(!) колёса. Космос? Да, только никто из зрителей не догадывался, что это те самые C224 и C225, на которых Ватанен и Занусси выступали здесь же в 1987 году.
Машину же Мехты купил Ги Фрекелен. Он сделал из неё ралли-кроссовый автомобиль и выиграл титул чемпиона Франции 1988 года. После чего продал Филиппу Вамбергу – тот стал чемпионом в 1989 году и тоже продал машину. Кому бы вы думали? Обратно компании Peugeot – там наконец-то решили поставить её в музей. Но уже после продажи автомобиль угнали и не могут найти до сих пор.
Живых Peugeot 205 turbo 16 (как первой, так и второй эволюции) осталось совсем немного – их и сделано-то было 22 и 25 соответственно, при этом шесть было уничтожено в авариях, один в угоне, семь переделано в рейдовые и «четыреста-пятые», несколько стоят в музеях и частных коллекциях, а часть исчезла в неизвестном направлении.
Теперь, надеюсь, вам понятно, откуда берутся такие цены на аукционах? А ведь выжить могло значительно больше машин, но Peugeot убила их самостоятельно…