Готовы ли новички к поездке по трассе? Смогут ли двигаться в пробках, не выделяясь на общем фоне? Конечно же, нет. Всё приходит с опытом, а опыт этот набирается благодаря длительному нахождению за рулём. Так давайте разберемся, знак начинающего водителя – что это: помощник или враг для новичка?
Впервые жёлтые прямоугольники с восклицательным знаком появились в марте 2009 года. Тогда, изучив статистику за несколько лет, ГИБДД пришли к мнению, что надо как-то выделять в общем потоке транспортные средства, «пилотируемые» новичками. Неудивительно, каждая третья авария на тот момент происходила по вине неопытного водителя. К слову, сейчас этот показатель ниже (каждая пятая авария). Объясняется это просто: недостаточное умение маневрировать автомобилем в сложных дорожных ситуациях или банальное волнение приводили к тому, что новички начинали паниковать и забывали слова инструктора.
В 8 пункте ПДД чётко закреплена обязанность, иметь знак «начинающий водитель» на заднем стекле своего транспортного средства всем участникам дорожного движения, чей стаж управления автомобилем не достиг двух лет. Согласно ГОСТу, это желтый (рыжий) квадрат со стороной в 15 см и черным изображением восклицательного знака высотой 11 см.
Вроде бы всё ясно – есть обязанность, которую надо исполнять, однако не все новички спешат на авторынок, чтобы купить такую наклейку. Объясняется всё довольно просто: многие не хотят, чтобы другие участники дорожного движения считали их «чайниками». Вдобавок ко всему, отсутствие знака на заднем стекле авто – не повод получить штраф от ГИБДД. Некоторые инспектора ДПС, конечно, пытаются выписать штраф за неиспользование знака, подменяя понятия. Руководствуются сотрудники частью 1 статьи 12.5 КоАП, где говорится о неисправностях, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства, только вот нет там ни слова про «начинающего водителя». А значит, что такие действия инспекторов тяжело назвать законными.
О том, когда следует снимать «восклицательный» с заднего стекла тоже существует довольно сухая строчка в ПДД. Согласно нашим законам, обязанности по применению «новичка» снимаются с водителя по достижению им стажа управления транспортным средством более двух лет. Но если водитель продолжает чувствовать неуверенность в себе и недостаток опыта, то насильно снимать знак никто не будет – может ездить сколько угодно, ведь штрафов за это не предусмотрено.
Многие водители с огромным стажем продолжают ездить со знаком на заднем стекле. Зачем? Да всё просто – как правило, новичков на дороге никто не подрезает, их часто пропускают, оставляют больше пространства для манёвра. Все это не из-за какого-то уважения, а ради собственной безопасности – мало ли, вдруг «новенький» педали перепутает.
Интересная особенность применения знака заключается в том, что штрафовать за его отсутствие никто не будет, а вот заветный тех.осмотр без «восклицательного» пройти не получится. Всё-таки это несоблюдение требований, при которых ТС допускается к эксплуатации.
В советское время, кстати, таких знаков не было, но действовала не менее интересная система. Тем, кто сдавал экзамен на право управления транспортным средством, выдавалось временное водительское удостоверение. Ездить такой водитель обязан был со скоростью не более 70 км/ч и в течение двух лет не нарушать ПДД – только тогда выдавалось полноценное ВУ. Если же нарушения имели место быть, автолюбитель полностью пересдавал экзамен.
На дороге равны абсолютно все, но никто не запрещает вам как-то помочь начинающему водителю. Не сигнальте ему, если он заглох на светофоре – вспомните себя. Делайте мир добрее!