Мысленно перенесемся на 30 лет назад, в сентябрь 1987 года! В СССР разгар перестройки, в Москве завершился суд над немцем Матиасом Рустом, нарушившим границу и посадившим свою "Сессну" на Васильевском спуске прямо под стенами Кремля, ну а фанаты Skoda вспомнят важную веху в истории марки - 30 лет назад чешская компания приступила к выпуску модели Favorit.
Считается, что именно с нее началось динамичное развитие Skoda. Между тем проект современной на то время легковушки с поперечно установленным спереди двигателем и передним приводом был одобрен правительством Чехословакии в декабре 1982-го. На разработку модели отводилось всего два с половиной года (разработчикам необходимо было уложиться в срок до 30 июня 1985 года), а на конвейер она должна была встать в течение пяти лет. Руководителю проекта, опытному инженеру Петру Хрдличке, удалось собрать команду профессиональных и увлеченных своим делом инженеров. К тому же коллективу не пришлось начинать с чистого листа - чешские инженеры использовали наработки переднеприводного прототипа 780.
Создание внешности Favorit чехи доверили дизайнерам знаменитой студии Bertone из Турина. Итальянцам поручили создать сразу несколько кузовов - хэтчбек, универсал, седан и купе, а также несколько вариантов интерьера и 19 прототипов с различным дизайном.
При разработке автомобиля команда разработчиков Skoda тесно сотрудничала и с Пражским автомобильным институтом, который помог организовать ездовые испытания прототипов Favorit, намотавших около 250.000 км. Тесты проводились в том числе на высокогорных перевалах в австрийских Альпах и в жарких условиях итальянской Ривьеры. Кроме того, в настройке передней подвески Favorit и доработке шумоизоляции участвовали специалисты Porsche - автомобиль прошел динамические испытания на тестовом полигоне компании в Вайсахе.
Мировая премьера Favorit состоялась 16 сентября, на 29-й Международной выставке машиностроения в Брно. По сравнению с предыдущей моделью Skoda 120 с заднемоторной компоновкой чешским разработчикам удалось уменьшить количество штампованных деталей с 405 до 227. При длине 3,81 м, на 40 мм меньше, чем у предшественницы, Favorit получил удлиненный на 85 мм салон и более вместительный багажник (251 л).
Первоначально на заводе во Врхлаби выпустили небольшую партию автомобилей для прохождения сертификации, а масштабное серийное производство началось в декабре 1987-го. На автомобиль устанавливался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель объемом 1,3 л и с верхним расположением распределительного вала, развивавший 58 или 63 л.с. В августе 1988 года выпуск Favorit был развернут и на предприятии в Млада-Болеславе. В конце того же года чехи представили "люксовый" вариант Favorit 136 L.
Осенью 1989-го в Чехословакии произошла так называемая Бархатная революция - начался переход к рыночной экономике. Стало ясно, что только сотрудничество с сильным иностранным концерном может обеспечить компании Skoda конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. После переговоров с несколькими потенциальными партнерами весной 1991 года Skoda вошла в состав Volkswagen Group. Именно Favorit стал основой для последующих моделей, созданных после вхождения чешской компании в состав немецкого концерна.
Сама модель была значительно усовершенствована, хотя ее выпуск чехи планировали прекратить в 1990 году. Спрос оказался достаточно высоким, поэтому было решено оставить Favorit на конвейере. В 1990 году был освоен выпуск родственного универсала Forman. Покупательский интерес подстегнули и с помощью специальных версий (Sport Line, Black Line, Marathon и Excellent).
Первый рестайлинг Favorit произошел в 1991 году - эмблема Skoda получила симметричное расположение по центру решетки радиатора. Основательная модернизация модели была проведена в январе 1993-го, когда силовой агрегат обзавелся электронным впрыском топлива.
Отметим также, что Favorit успешно выступал и в ралли. В 1990 году новая модель приняла участие в отдельных гонках чехословацкого, европейского и мирового чемпионатов по ралли. В 1991-1994 годах экипаж Павла Сиберы и Петра Гросса на Favorit 136 L четырежды одерживал победу на легендарном ралли "Монте-Карло" в своем классе. В 1994-м Favorit соревновался с соперниками уже во всех гонках мирового первенства по ралли и лидировал в категории автомобилей с двигателями объемом до 2 л и одной ведущей осью.
Всего с 1987 года по сентябрь 1994-го было выпущено 783.168 экземпляров Favorit. Общий же тираж автомобилей семейства составил 1.077.126 единиц, включая универсал Forman (211.261 шт.) и разнообразные коммерческие версии, в том числе легковой "грузовичок" Pick-Up (70.900 единиц). На смену Favorit пришла модель Felicia.
Сегодня Favorit хотя уже и давняя история, тем не менее по-прежнему встречается на отечественных дорогах. C некоторыми из них можно ознакомиться и в нашем каталоге объявлений!
Максим АБЛОВ
Фото Skoda и из открытых источников
ABW.BY