Найти тему
DmitryCD

Сенна VS Прост. Апогей и финал.

Итак, к гран-при Японии 1989 года Ален Прост имел преимущество над Айртоном Сенной в 16 очков, однако бразильца это нисколько не смущало, он рассчитывал выиграть гонку в Сузуке, а затем и финальное, австралийское, гран-при и вырвать титул из рук француза. Прост утверждает, что накануне гонки он предупредил напарника, что больше не намерен пропускать того, дабы избежать столкновения.

На квалификации двум McLaren вновь не было равных. Сенна был быстрее на 1.730 и занял первое место на стартовой решетке. В воскресенье Сенна плохо стартовал и откатился на третье место, кроме того, Прост более удачно настроил болид и разрыв всё увеличивался. На 40-м круге Сенна настиг напарника, Прост утверждает, что намеренно подпускал к себе бразильца. Настройки Проста позволяли ехать быстрее на прямых, настройки прижимной силы болида Сенны позволяли ему быть быстрее в поворотах. Прост рассчитывал, что атакующий его Сенна скорее износит шины и потеряет своё преимущество в поворотах. Пять кругов сохранялся разрыв в пределах секунды.

-2

На 46 круге, в шикане, практически единственном месте трассы, где возможен обгон, Сенна решился использовать своё преимущество в прохождении поворотов и решился на обгон, позже затормозив и заняв внутреннюю траекторию. Если смотреть видео, то кажется, что Прост либо намерено закрывает партнёру «калитку», либо раньше начинает вход в поворот, когда Сенна поравнялся с ним на 2/3, произошло столкновение. Сам Прост утверждал после гонки, что у него не было цели подрезать напарника, и он лишь поворачивал по траектории, которую считал целесообразной, и понять его может только тот, кто выступал в Формуле 1.

-3

Как бы там ни было, после столкновения два McLaren пролетели мимо поворота на асфальтированный технический участок, минующий шикану, где заглохнув, остановились. Комиссары подбежали достаточно быстро, Ален покинул свой болид, а Айртон подал комиссарам знак подтолкнуть его, после чего завёлся и, промчавшись сквозь технический проезд, отправился в боксы менять носовой обтекатель.
С пит-стопа он вернулся на втором месте, его успел обойти шедший за парой Макларенов Алессандро Наннини на Benetton, но на первой позиции тот продержался недолго. Сенна быстро нагнал Наннини и без труда обошел его в той самой шикане, где произошло столкновение с Простом. Через три круга перед бразильцем взмахнули клетчатым флагом.

-4

Казалось бы, можно чествовать победителя, но всё было не так просто. С места аварии Ален отправился в судейскую будку, и о чем-то там спорил с судьями, затем туда пришел и руководитель ФИА Жан-Мари Балестер, стоит заметить – хороший приятель Проста. После финиша был вызван и второй участник аварии. Разговор происходил на глазах у ожидавшей победителя публики, судейская будка находилась прямо над подиумом. Награждение было отложено примерно на 15 минут, а затем на подиум вышли Алессандро Наннини, Рикардо Патрезе и Тьери Бутсен. Сенна был дисквалифицирован за то, что после столкновения продолжил гонку, минуя шикану.

По мнению судей, после столкновения бразилец должен был вернуться на трассу в том же месте, в котором и вылетел. Команда McLaren не смогла убедить судей, что гонщик ничего не выиграл таким манёвром. Политическую подоплёку такого решения видно, если мы заглянем на год вперёд – перед гран-при Японии, на инструктаже, гонщики выступили с инициативой изменения этого абсурдного правила, возврат на трассу с места вылета был очень опасен, болиду пришлось бы выезжать на встречу пелетону. Администрация гонки поддержала эту инициативу, на что Сенна эмоционально припомнил прошлогоднюю ситуацию и демонстративно покинул конференц-зал. А в 1989 году за подобное поведение Айртон был оштрафован на 100 000$ и лишился гоночной лицензии на полгода.

Такое решение полностью лишало Сенну шансов на титул и досрочно делало его партнёра по команде трехкратным чемпионом.

-5

Еще до конца сезона Прост принял решение об уходе из McLaren, обвиняя команду в том, что ему созданы невыносимые условия, вся команда работает только на партнёра/соперника и не оставляет Алену шансов. Справедливости ради стоит отметить, что многие партнёры Проста отзывались о нём ровно так же. На следующий сезон француз получил место в Ferrari.

-6

Сезон 1990 года был не менее напряженным, Сенна по-прежнему боролся в каждой гонке за победу, а Прост уверенно и методично набирал очки. Несмотря на то, что соперники регулярно оказывались или на одной стартовой линии или в непосредственной близости друг от друга, прямая борьба между ними состоялась только в Мексике, где Прост совершил множество великолепных обгонов, опередив в том числе и лидировавшего Сенну, правда, вскоре выяснилось, что бразилец испытывал проблемы с шинами, а вскоре вовсе сошел с дистанции. Судьбе титула вновь предстояло решиться на Гран-при Японии.

-7

Лучшее время на квалификации показал Айртон, Ален отстал от него всего на 0,232 секунды, однако Сенну категорически не устраивало расположение поул-позиции. Место находилось на правой, грязной, стороне трассы, кроме того, вход в первый поворот с левой стороны гарантировал высшую скорость прохождения. Со своими соображениями кандидат на титул обратился к японским судьям и те, сочтя замечание справедливым, приняли решение поменять местами правые и левые стороны. Но ночью это решение было отменено нашим главным антигероем – руководителем ФИА Жан-Мари Балестером. Справедливости ради следует отметить, что Сенна дважды стартовал в Японии с поула, и оба раза ровно с того же места.

-8

Как утверждают очевидцы событий, после такого решения Балестера, Сенна в боксах поклялся, что если Прост захватит лидерство со старта, он будет сражаться за первое место с первого же поворота, невзирая на последствия. К сожалению обоих пилотов и болельщиков – именно так и вышло.

-9

Когда был дан старт, Прост вырвался вперёд, Сенна догнал его на входе в поворот по внутренней траектории и протаранил, оба болида вылетели на гравий. Телеметрия показала, что Сенна даже не тормозил, хотя и без её данных всё было понятно. Обиды копились как снежный ком, и столь драматическая развязка была неизбежна. Спустя время, Сенна и сам признался, что умышленно выбил соперника с трассы.

-10

Айртон досрочно получил свой второй чемпионский титул, хотя прекрасно было понятно, что способ, которым он его добыл, не устраивал его же в первую очередь.

-11

В 1991 году Сенна заработал свой титул практически беспрепятственно и с солидным отрывом, Прост по итогам чемпионата занял лишь 4-ю позицию, причиной чему стал автомобиль. В конце сезона Прост и вовсе был уволен из Cкудерии, поводом стало высказывание француза о болиде, что тот ведёт себя на трассе как грузовик. Единственный инцидент между нашими героями произошел в Германии, где они боролись за 4-е место. В одном из поворотов Прост шел заметно быстрее и попытался обойти Сенну по внешнему радиусу, но бразилец его не пропустил, входя в поворот нарочно широко, Ален был вынужден оттормозиться и уйти с трассы.

В 1992 году Просту не удалось заключить контракт, Сенна же пытался сражаться с Williams, но на стороне новых болидов была активная подвеска, и одного таланта для такой борьбы было недостаточно.

-12

В 1993 году в Williams был приглашен Ален Прост, контракт заключен на три года, единственным требованием француза – не брать в команду Сенну, и, несмотря на заявления Айртона о готовности выступать за Williams даже бесплатно, место второго пилота получает Деймон Хилл.

Ален очень уверенно чувствует себя за рулём самого технологичного в истории Формулы 1, по многим оценкам, болида, и уверено идёт к своему четвёртому титулу. Сенна же, не переставая бороться за место на трассе, всяческими способами борется за место в передовой команде и, примерно в середине сезона, Алену начинают намекать о возможности пересмотра пункта контракта о напарнике. Ален принимает для себя решение закончить карьеру в Формуле, и, чтобы без проблем получить свой титул и дотянуть до конца сезона, сообщает, что готов попробовать. Получив же свой 4-й титул, Прост требует гонорар за еще один год и завершает карьеру.

На этом заканчивается история Проста и Сенны как непримиримых соперников, об их личных отношениях и тёплой привязанности говорят совсем не гоночные факты.

-13

На то самое злополучное гран-при Сан-Марино 1994 года в качестве зрителя прибыл и Ален Прост, в аэропорту его ждал приветственный плакат от Сенны: «Скучаю, друг Ален». Прост провожал в последний путь гроб с телом великого гонщика. Он же стал президентом фонда Ayrton Senna Foundation, основанным Айртоном еще при жизни, для помощи детям из малоимущих семей Бразилии.