Скоро зима. В это холодное время года автомобилисты часто сталкиваются с проблемами заводки двигателя. Естественно, это, прежде всего, - степень зарядки и плотность электролита аккумулятора. Однако для правильной работы бензинового двигателя определяющую роль играют свечи зажигания. Свечи, дающие хорошую искру, облегчают заводку двигателя даже при плохо заряженном аккумуляторе.
Не зря рекомендуется на зимний период времени менять «летние» свечи на «зимние», отправив «летние» свечи до тёплых времён на отдых.
Что из себя представляет свеча зажигания.
Свеча зажигания - это устройство для воспламенения топливо - воздушной смеси в цилиндре двигателя электрической искрой, возникающей между электродами при электрическом разряде в несколько тысяч вольт. Она неразборная. В стальном корпусе завальцован керамический сердечник. Внутри которого размещены контактный стержень и центральный электрод. Контактный стержень залит в изоляторе токопроводящим стеклогерметиком, предотвращающим прорыв газов через изолятор. На верхний конец стержня навёртывается контактная втулка для присоединения провода высокого напряжения. Нижней части корпуса имеется резьба для ввёртывания в головку блока цилиндров и присоединён боковой электрод. Корпус снабжён уплотнительным кольцом.
Маркировка свечи.
Например, свеча А17ДВ (применяется в автомобилях ВАЗ):
А- резьба М14х1,25; 17- калильное число; Д –длина резьбы, равная 19 мм; В – нижняя часть изолятора выступает из корпуса.
В маркировке свечи важное место занимает её тепловая характеристика - калильное число.
Российская промышленность выпускает свечи зажигания с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. При этом свечи подразделяются на: горячие свечи (калильное число -11-14), средние свечи (17-19), холодные свечи (20 и более), унифицированные свечи (11-20).
Чем выше литровая мощность двигателя, чем выше степень сжатия, номинальная частота вращения, тем больше должно быть калильное число.
«Горячие» свечи предназначены для применения на малофорсированных двигателях, где необходимо достижение температуры самоочищения от нагара при относительно небольших тепловых нагрузках.
«Холодные» свечи — предназначены для использования на высокофорсированных двигателях для нагрева меньше температуры калильного зажигания при максимальной мощности двигателя.
За рубежом не существует единой шкалы калильных чисел.
Для ВАЗОВСКИХ автомобилей используются средние свечи А17ДВ, А17ДВМ (Карбюраторные двигатели ВАЗ с контактной системой зажигания. Зазор между электродами 0,5 – 0,7 мм.); А17ДВ -10, А17ДВР (Карбюраторные двигатели ВАЗ с бесконтактной системой зажигания. Зазор между электродами 0,7 – 0,8 мм); А17ДВРМ (Инжекторные двигатели автомобилей ВАЗ 8-клапанные. Зазор между электродами 0,9 – 1,0 мм. И инжекторные двигатели автомобилей ВАЗ 16-клапанные. Зазор между электродами 0,9 – 1,1 мм).
Все указанные свечи имеют резьбу М14х1,25; длину резьбы 19 мм; калильное число 17; тепловой корпус выступает за изолятор свечи. Отличаются только величиной зазора между электродами, т.е. минимальным расстоянием между центральным и боковым электродом.
Величина зазора — это компромисс между «мощностью» искры, то есть размерами плазмы, возникающей при пробое воздушного зазора и между возможностью пробить этот зазор в условиях сжатой воздушно-бензиновой смеси. Чем больше зазор — тем больше размеры искры, тем больше вероятность воспламенения смеси и больше зона воспламенения. Всё это положительно влияет на потребление топлива, равномерность работы, понижает требования к качеству топлива, повышает мощность. Однако слишком увеличивать зазор тоже нельзя, иначе высокое напряжение может пробить высоковольтные провода на корпус, «бегунок» распределителя и т. д.
В таблице приведены взаимозаменяемости свечей разных производителей.
Неисправности и обслуживание свечей.
Свеча может выходить из строя из-за:
1. Загрязнения теплового конуса углеродом и маслом во время длительного безуспешного пуска или езды на непрогретом моторе.
2. Износа электродов, приводящему к увеличению зазора, что может привести к пробою провода, свечного наконечника, катушки, либо вызывать пропуск зажигания при резком открытии дросселя ("провал газа").
3. Оплавления электродов, растрескиванию или разрушению теплового конуса.
4. Пропуску газов через уплотнение корпуса, приводящему к сильному загрязнению изолятора снаружи, и возможному пробою свечного наконечника.
Первые две неисправности (они наиболее частые) в основном устранимы. Изолятор можно очистить от "черноты" любой капроновой щёткой, смоченной в бензине или растворителе. Изношенные электроды обычно подравнивают до прямоугольника надфилем и выставляют зазор.
На указания производителя о недопустимости регулировки зазора можно не обращать внимания, они стремятся к увеличению продаж.
В случае пробоя наконечников и/или проводов (с "провалом газа") можно доехать до СТО, уменьшив зазоры в свечах не более чем до 0,5 мм, при этом расход топлива, мощность ухудшатся.
Безнадёжно забросанную свечу в "троящем" моторе можно поменять местами с чистой соседкой, при этом она очистится (следует некоторое время дать поработать на холостом ходу, лучше на повышенных оборотах).
В случае приобретения нового комплекта свеч в автомагазинах уточните возможность проверки работоспособности свечей зажигания на специальном проверочном стенде. Такое оборудование обязательно должно быть в наличии у дилера с высокой репутацией.