В процессе производства-ремонта вездеходов уплотнения опорных катков как бы незаметны. Пока не «потекут»! А текут они, заразы, «в последний момент». Когда машина уже собрана, покрашена и готова к отправке. Вот после этого заливаешь «эксплуатационные жидкости» и… На! «Приехали» - половина катков текут :( Перебирать уплотнения (т.е. сами катки естественно) времени нет. Да и лучше им от этого не станет. Конечно, слесаря мозги пудрить не будут – замажут уплотнения консистентной смазкой, которая в этом узле является недопустимой. И подшипникам установка по очередному(в лучшем случае второму) тоже не в кайф. Поэтому отправляешь как есть. В общем-то "новую" машину и с подтеками на опорных катках. Говорят, что «в эксплуатации» текущие уплотнения катков могут «притереться-приработаться» и течи не будет. Но это ж «головная боль» с машиной за которую уплачены приличные деньги! Надо следить за уровнем масла в катках (и кто сказал, что в «текущем катке» его достаточно проверять ежедневно, а не, допустим ежечасно? ). Надо соответствующим образом выбирать маршрут, ибо не дай боже залезть «пустым» катком в воду выше ступицы! Это для вездехода то! Еще дело пахнет переборкой катка после каждой «лужи». Короче, уплотнения опорных катков меня достали. Поэтому пришлось разбираться и как то решать проблему.
Немного "матчасти". Конструкция опорных катков гусеничных машин массой более 3т содержит шарикоподшипники смазываемые жидкой смазкой(маслом) . Это такие вездеходы как "клоны" МТ-Лб, ГТ-Т, ГАЗ-71(ГАЗ-34039, ГТ-СМ и пр.), а так же более современные ТМы, ТТМы, СТМы и пр. ЗВМы. Рассмотрим типичную конструкцию опорного катка такого вездехода на примере МТ-Лб:
Из рисунка видно, что каток крутится на подшипниках 2 и 7, которые заправляются трансмиссионным маслом через пробку 3. Масло удерживается в узле уплотнения 9.
Состав узла уплотнения МТ-Лб представлен рисунком из каталога:
На рисунке: 8.32.034 Кольцо лабиринтное; 8.32.125 Кольцо неподвижное; 8.32.112 Кольцо уплотнительное; 8.32.033-1 Уплотнение в сборе; ШАОН 2 Шнур асбестовый. Ну и 313 подшипник с винтом крепления, который к узлу уплотнения не относится.
Теперь про причины. Подшипники требуют в работе именно масло, т.е. жидкую смазку. На консистентной они не работают (в отличие от автомобильных колес, где используется именно консистентная смазка). Трансмиссионное масло заливается по уровню пробки опорного катка. И должно удерживаться на этом уровне взаимодействием поверхностей двух деталей: шлифованной поверхности детали «8.32.125 Кольцо неподвижное» и ответная ей такая же шлифованная поверхность «8.32.033-1 Уплотнение в сборе». Обе поверхности взаимодействуют шлифованными плоскостями. То есть «плоскость на плоскость». Обеспечить надежную герметизацию такого взаимодействия очень сложно. Собственно когда происходит приработка поверхностей и все-таки появляется герметичность, взаимодействие происходит по притертым телам вращения.
С путями решения проблемы я сильно не заморачивался. Узлы уплотнений были разработаны в 40е годы прошлого века. С тех пор «трактористы» научились решать такие проблемы: Взаимодействующие поверхности должны быть «притерты» по коническим поверхностям с самого начала работы узла.
Ну а дальше уже «дело техники» - подобрать подходящий узел «тракторного» уплотнения и «вписать» его в габариты узла уплотнения. Не скажу, что было просто, но работу выполнить удалось для опорных катков МТ-Лб и ГАЗ-71.
Это для опорных катков МТ-Лб:
А это для опорных катков ГАЗ-71:
Комплект заменяет следующие детали по каталогу: 71-3204028 Кольцо лабиринтное; 47-3204030 Уплотнение фрикционное в сборе; 47-3204040 Шайба уплотнительная; 47-2805053 Кольцо уплотнительное.
Вот так выглядит после сборки и заправки маслом
За сим предлагаю материал к обсуждению.