Найти в Дзене

Форсунки. Как это работает и надо ли их мыть

Или почему эффект от этой процедуры сравним с плацебо?

Как уже неоднократно говорилось, многие мифы пустили корни и растут пышным цветом из-за неполного понимания процессов, происходящих внутри двигателя. Ничего удивительного в этом нет, полное понимание обрести вообще невозможно, поэтому и у автора данных строк его нет. Но про форсунки он рассказать все же может.

Форсунка - это последний этап, который проходит топливо перед попаданием в двигатель. Когда она открывается - порция топлива впрыскивается во впуск или непосредственно в цилиндр - в зависимости от того, с какой системой мы имеем дело. В "обычном" впрыске это выглядит так:

Здесь явно видно, что форсунка брызгает прямо на впускной клапан. Теперь же посмотрим на ту классическую фотографию, которую так любят приводить в сети адепты мытья форсунок, особенно рекламных текстов на сайтах автосервисов:

-2

Слева, подразумевается, форсунка льет неправильно, а справа - правильно. Если поддаться чувствам - то да, дураку ясно, вон как хреново бывает, конечно, надо мыть обязательно. Автор тоже был подвержен данному мифу. Однако, если начать разбираться в том, как все устроено, то накал и драматизм ситуации несколько спадает:

1) Мы брызгаем не в колбу и не в открытое пространство, как показано на фотографии. Форсунка брызгает на тарелку впускного клапана. Что произойдет со струей топлива, бьющей под давлением 3 атмосферы в твердую поверхность? Правильно, ее разобьет в мелкие брызги, которые и затянет в цилиндр потоком воздуха.

2) Кстати, о потоке воздуха: не забываем, что мы осуществляем впрыск не прямо перед сгоранием, а еще только на такте впуска. Поршень в это время только начинает идти вниз, создавая разрежение. Потом он пойдет вверх, создавая давление. Все это дает смеси очень много времени на качественное смешивание.

3) Наконец, третий аргумент. Если посмотреть, то видно - левая форсунка отличается от правой конструктивно - ее "носик" (корпус распылителя) толще. Вероятно, это разные форсунки. Тут надо сразу сказать, что у форсунок первых поколений распределенного впрыска именно такая форма распыла и должна быть. Форсунка слева, вполне может статься, исправна, а фотография изначально демонстрировало разницу форсунок разных поколений. Увы, это только предположение.

Не менее популярной фотографией является демонстрация ужасно грязных и страшных форсунок:

-3

Ну конечно, ужас-ужас, и как такое не помыть? Одна проблема: вся эта грязь находится _снаружи_форсунки, и на факел распыла не влияет никак. Более того, чаще всего эта грязь и будет присутствовать - картерные газы с микрочастицами масла никто не отменял. Но на распыл это не влияет практически никак.

Возражением против аргументов может стать разговор о форсунках непосредственного впрыска - дескать, они-то не должны бить "прямой струей". Здесь есть и другое возражение: стенд, на котором осуществляют такую демонстрацию, не развивает давления 50-150 бар, характерного для систем прямого впрыска, поэтому судить по стенду о фактической форме распыла при работе форсунки в двигателе не представляется возможным.

Значит ли все вышесказанное, что мыть форсунки вообще не надо? Нет, не значит. Форсунки имеет смысл мыть в двух случаях:

1) Профилактически, раз в сколько-то тысяч километров, например, в 50000 км. Но не следует ждать от этого мероприятия какого-то изменения в поведении автомобиля. Если оно и будет - то кратковременным, связанным с изменением так называемых топливных коррекций.

2) В случае явно подтвержденных проблем - а их подтвердить невозможно, кроме как в итоге полноценной проведенной диагностики. Чаще всего серьезные проблемы с форсунками отображаются на показателях той самой топливной коррекции - но это уже совсем другой разговор.

Завершить этот материал хотелось бы "интуитивной статистикой", основанной на долголетнем, пусть и бессистемным сборе информации: в подавляющем большинстве случаев ремонта систем впрыска причиной проблемы не была загрязненность форсунок, а промывка форсунок, даже если и проводилась, оказывалась чаще всего превентивной мерой "на всякий случай". Зато случаев, когда не очень квалифицированный сервис сходу отправлял на промывку форсунок при любой жалобе - полным-полно. Так что аккуратнее с этой процедурой, господа и дамы.

А для развития канала призываем вас ставить лайки, подписываться и приходить к нам снова - впереди еще так много систем и случаев, о которых надо рассказать.

Авто
5,66 млн интересуются