Найти тему
Гараж Автоклассика

Мотоцикл Jawa 350. «Старушка»

Ява. В СССР с этим словом ассоциировался легендарный чешский мотоцикл, а у курильщиков еще и советские сигареты с фильтром. Старожилы вспоминали, что сигареты те были неплохими, а вот о мотоцикле «Ява» не могли не слышать даже те, кто мотоциклетной тематикой не увлекался. Ведь всё равно, кто-то из родственников или был счастливым обладателем «Явы», или мечтал таковым стать.

Jawa 350/360

Несмотря на то, что «Ява» был один из самых массово поставлявшихся мотоциклов из-за границы, купить, или как тогда говорили - «достать» его было нелегко. В очередь за ним становиться, как за машиной, не нужно было, но надо было буквально караулить у спортивных магазинов, в ожидании завоза, а еще лучше – быть в хороших отношениях с кем-то из сотрудников «Спорттоваров», или других спортивных магазинов через которые продавались мотоциклы, что бы знать, когда будет поставка. Ну а там уж, в порядке живой очереди из многих желающих, караулить саму поставку. Привозили обычно 3-5 мотоциклов, которые и доставались самым стойким и хватким. В некоторых магазинах заведующие вели свою негласную «очередь», в которую можно было записаться для гарантированного приобретения мотоцикла, за дополнительную естественно оплату, но так было не везде и не совсем законно.

-2

Ну и разумеется, соответствующую сумму денег надо было иметь, в начале 70-х «старушка» стоила около 700 рублей, это было весьма ощутимой суммой по тем временам, как мне рассказывал человек, непосредственно прошедший весь этот сложный путь обретения желанного чешского мотоцикла.

-3

Мотоцикл был для своего времени прекрасен, надежен технически, красив визуально. Цвет в основном был бордово- красный.

Дополнительно на крыльях и боковинах были прокрашены золотистой краской полоски, назывались они «цировки». Реставраторы сейчас наносят их вручную, говорят, что и на заводе «цировки» наносились вручную, но я не могу это точно утверждать.

-4

Двигатель на «Яве» двухцилиндровый двухтактный, объемом 350 куб.см, мощностью около 18 л.с. Коробка передач имеет 4 скорости. Тормоза барабанные, электрооборудование с завода шло 6 –вольтовое, владельцы уже своими силами переделывали его на 12 вольт, но многие так и ездили, на 6-вольтовой.

-5

Часть мотоциклов была с коляской Velorex, отличавшейся округлыми формами, имевшей, я бы даже сказал – аэрокосмический дизайн.

Примечательно, что покрышки для коляски имели отличия от покрышек, устанавливавшихся на мотоцикл. С завода, конечно, потом уже владельцы ставили то, что было. Мотоцикл можно было дооборудовать и ветровым щитком из плексигласа. В щиток было встроено небольшое зеркало заднего вида.

-6

«Ява» заводилась кикстартером, в роли которого был переключатель передач, но что интересно- «старушку» можно было завести рукой, если конечно она в хорошем техническом состоянии была. Заводился мотоцикл мягко, и часто – с первого раза.

-7

В наше время «Ява-старушка» большая редкость, большую часть этих мотоциклов, стоивших в 90-х копейки, добили пацаны, осваивавшие навыки езды на двухколёсных железных конях, и сейчас хорошо отреставрированный, с применением оригинальных запчастей тех лет, экземпляр может стоить более $2000. Но «Старушка» в коллекционном состоянии того, безусловно, стоит. Хоть я фанат автомобилей прошлых лет, а не мотоциклов, но такую я бы не отказался заиметь себе для покатушек выходного дня.

Производились они по 1973 год, а вот с какого года я точно и не могу сказать, с 1964 вроде. Впрочем, какая разница, главное, что такой мотоцикл был, и оставил свой след в нашей истории, и те у кого он был вспоминают эту машину с теплотой и ностальгией.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. Часть фото взяты на Драйв 2.ру у Roma-Urraco.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru