- На электромобили я начал посматривать, когда еще эксплуатировал обычные машины. Возможность ездить на электричестве привлекала, но смущал небольшой запас хода.
В основном я передвигаюсь по городу, где этого запаса, конечно, мне бы хватило, но на одном городе свет клином не сошелся. И что делать, если надо из города выехать?
И вот узнал, что есть Chevrolet Volt. Это электромобиль, в котором, однако, предусмотрен бензиновый двигатель в отличие, например, от Nissan Leaf. А от гибридов вроде Toyota Prius машину отличает то, что в Volt двигатель не связан с колесами. Мотор крутит генератор, который вырабатывает электричество, когда не хватает емкости батареи.
Говоря проще, съездить в городе на работу и вернуться домой хватает электричества от аккумулятора, а в дальней поездке электричеством обеспечивает бензиновый двигатель.
Есть еще Opel Ampera. Это тот же Volt, только под другой маркой. Оба созданы General Motors. Подсчитал, что выгоднее взять машину из Америки. Так у меня оказался Chevrolet.
С учетом того, как в Volt расположены силовая установка и зарядный модуль, искал, чтобы машина не была бита спереди. Здесь был удар в левую дверь, а правой стороной она к чему-то "прислонилась".
Интересно, что пришла машина с полным баком бензина, полностью заряженной батареей и на новой "резине". Наверное, человек собрался куда-то ехать, а его тут и "тюкнули".
Для восстановления нужны были две двери. Когда машина еще покупалась, "знатоки" мне сказали, что одна дверь стоит максимум 300 долларов.
Рассчитывал, что с восстановлением обойдется мне Volt в 11 тысяч долларов. Реально же потратил на него примерно 13 тысяч. Например, выяснилось, что с теми же дверями "знатоки" ввели меня в заблуждение. В Беларуси их нет вообще. Нашел в Литве, как раз, кстати, нужного цвета, но с доставкой каждая обошлась в 600 долларов. Это были непредвиденные расходы, но поскольку на Volt собирался ездить сам и возить семью, к восстановлению подходил серьезно.
Еще в машине были "стрелявшие" потолочные подушки и преднатяжители ремней. Это я купил еще до того, как Volt пришел из Америки. Обошлось все в 500 евро.
Надо было выправить и покрасить одно крыло, а также купить зарядное устройство. Его не было - либо осталось у прежнего владельца, либо где-то стащили. Стоило оно 150 долларов.
Еще купил 12-вольтовый аккумулятор - он стоит в багажнике и предназначен для питания потребителей в бортовой сети. Он должен быть гелевый либо AGM. Отсюда стоимость - 100-120 долларов. Что интересно, тяговая батарея может быть заряжена полностью, но если "посажен" 12-вольтовый аккумулятор, машина даже не включится.
Когда Volt пришел из Америки, под наклоном стояло заднее колесо. Из-за этого менялась задняя балка. Менял сам. Снял старую балку в гараже и вместе с ней поехал искать такую же. Подошла от американского Chevrolet Cruze, стоила 200 долларов.
После замены балки отправился делать развал-схождение. СТО попалась с американским 3D-стендом, где Volt оказался прописанным в базе данных. Проверили - сказали, что все отлично.
Летом в Volt на полной зарядке батареи можно проехать около 80 километров. Кто-то проезжает больше, но тогда нельзя включать кондиционер, потому что его компрессор работает на электричестве, да и вообще надо уметь ездить - избегать быстрых разгонов и резких торможений.
Я так не езжу и кондиционер использую, поэтому у меня летом получается проехать порядка 60 километров. Зимой запас хода только на электричестве может упасть до 40. Хочешь больше - не включай печку. Знаю людей, которые так и ездят, но, по-моему, это уже слишком.
Дальше батарею надо заряжать от розетки либо на стационарной зарядке. Кто живет в многоквартирном доме, сбрасывает с балкона удлинитель. Я протянул с 4-го этажа хороший кабель, поставил автомат, сделал розетку и заземление.
Берет Volt 3,5 киловатта максимум. Ну что это? Два электрочайника и телевизор - никакой нагрузки на сеть. Полная зарядка длится 4 часа.
И так всегда, заряжаю я машину от 220 вольт дома или на стационарной зарядке. Когда изучал вопрос, почему так сделано, оказалось, что это защита городской электросети от пиковой нагрузки на случай массовой зарядки электромобилей в одно время. То есть разработчики думали на перспективу.
Купил прибор, который измеряет, сколько Volt забрал на полную зарядку, - получается, что из сети уходит 12 киловатт. Если пересчитать на пробег, выходит, что на 100 километров надо 19 киловатт.
Если взять нынешние расценки на свет в случае двухтарифного счетчика, когда учет идет дифференцировано - день или ночь, и заряжать батарею по выгодному тарифу, получается, что поездка на 100 километров обходится в рубль и 90 копеек.
Интересно, что полностью батарея не заряжается и не разряжается. И еще и у нее есть водяное охлаждение - когда нужно, она охлаждается, а когда нужно, нагревается.
Все это сделано, чтобы увеличить срок службы батареи. Создал группу в соцсетях. Сначала подтянулись белорусы, затем украинцы. В соседней стране электромобилей гораздо больше, чем у нас, - проблем с аккумулятором ни у кого не было вообще. Только если был сильный удар или батарея была затоплена.
От обычных автомобилей Volt отличается тем, что нет коробки передач. Электромотор создает моментальную тягу сразу, то есть переходить с передачи на передачу не надо. Поэтому с места Volt едет очень резво, хотя весит больше двух тонн.
Разгон до 60 километров в час впечатлит кого угодно. Со светофора Volt уходит наравне, а если захотеть, то и быстрее машин с 3-литровыми двигателями. Но как только достиг 60 километров в час, сразу становится вялым - разница в динамике с "нуля" и после набора скорости городского потока очень чувствуется.
Можно примерно до половины зарядить аккумулятор с помощью бензинового двигателя. Мотор без турбины, объем 1,4 литра. По-моему, такой же ставился на Opel Corsa.
Ездил в Европу и по Беларуси. Когда едешь на бензине по трассе, это обычный автомобиль с расходом топлива от 6 до 7 литров в зависимости от скорости - 90 или 120. По городу литров 9, наверное, получается. Емкость бензобака - 35 литров.
Интересная ситуация с заменой масла. Имеется счетчик, сколько машина проехала на бензине, а сколько - на электричестве. Блок управления подсчитывает самостоятельно, когда бензиновый мотор надо обслуживать. Если ездить только на электричестве, компьютер может "попросить" завести двигатель, видимо, чтобы не ржавел изнутри.
Есть три контура охлаждения. У двигателя своя система охлаждения, у батареи и модуля зарядки - свои. В меню есть настройка для отопления салона. Я сделал так, что до минус 10 салон греется через ТЭН, после минус 10 запускается бензиновый мотор.
И еще заряжается батарея в режиме торможения двигателем. Отпускаете "газ" - начинается зарядка. Едешь с горки - километраж до зарядки увеличивается.
Но из-за этого месяц назад ремонтировал задние тормоза. Закисли суппорты, потому что они практически не используются. Тормозные колодки еще "родные" стояли. Ремонт суппортов с одновременной заменой тормозной жидкости и колодок обошелся в 150 рублей.
Спереди пока тоже "родные" колодки стоят, но хотя бы видно, что они работают. А машина, кстати, 2013 года выпуска, общий пробег у нее сейчас 103 тысячи километров, из которых 26 тысяч проехал я.
Есть функция повышенной рекуперации, когда на тормоз не нажимаешь вовсе. Просто отпускаешь педаль "газа" - машина начинает очень активно тормозить и вырабатывать электричество. Некоторое время поездил в таком режиме, пока кто-то не подсказал, что при этом увеличивается нагрузка на какие-то детали - подшипники, что-то еще. Лучше ездить в обычном режиме.
По подвеске это Opel Astra G. Зимой менял стойку стабилизатора - подошла от Opel. Когда на сервисе машину подняли, специалисты сказали, что это вылитая Astra G.
На электричестве ездит Volt без звука. Иногда слышно что-то наподобие гула, как при разгоне троллейбуса, а так в салоне тишина. Но сама звукоизоляция средняя, лучше, чем у "японцев", но не идеал. Когда вот так едешь в тишине и вдруг заводится бензиновый двигатель, можно испугаться. Кто со мной едет впервые и не в курсе, шарахается.
Машина тяжелая, наверное, из-за этого устойчивая, идет по трассе уверенно. С передвижением по проселочным дорогам есть вопрос из-за резиновой "губы" под передним бампером. Кто-то ее снимает, кто-то поднимает кузов другими пружинами. Я езжу так.
Считаю, что это машина не для дачи, а для городских поездок. Она вроде бы и не маленькая, но, например, четырехместная. У нас на другие случаи жизни есть второй автомобиль - Buick Encore, а Volt в основном меня на работу возит, хотя ездил он и в Германию.
Мне машина нравится. Ну а если придется ее на что-то менять, то это будет уже не гибрид, каковым при наличии двигателя внутреннего сгорания является Volt, а чистый электромобиль. Возможно, это будет Nissan Leaf, если ему увеличат емкость батареи. Есть интересная машинка Renault Zoe, вот только почему-то в Беларуси она не встречается. В любом случае выбор есть - и это главное…
Слушал и записывал Сергей БОЯРСКИХ
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY
Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ - бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса Hawaii (Минск, ул. Долгобродская, 16а, (029) 325-66-66)
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber