В автомобиле очень много ответственных агрегатов и деталей. Выйдет из строя одна и трудностей не миновать. Разбито стекло – ветер –в глаза, но ехать можно. Пробито колесо – можно съехать на обочину и заменить «запаской» из багажника, а, на крайний случай, налить в него воды и добраться до дома. А двигатель – сердце машины. Остановилось, помочь может только реанимация, и то не всегда. Это, как у человека, нужно вовремя дать ему лекарство. И таким лекарством для двигателя является автомобильное масло. А как его выбрать?
В классификации все автомобильные масла делятся на синтетические, полусинтетические и минеральные.
Синтетические масла («Fully Synthetic»), основу которых составляют химические вещества, синтезирующиеся посредством химических процессов. Хорошо сочетаются с различными присадками, улучшающими состав продукта. Обладают свойствами защиты/ очищения ДВС. Синтетическое масло для двигателя не густеет при низких температурных режимах и сохраняет рабочие свойства даже при воздействии высоких температур.
Полусинтетическое масло («Semi-Synthetic») – это состав, включающий продукты переработки нефти и синтетику с большим количеством присадок. Свойства его сходны с синтетикой, но цена – меньше.
Минеральное масло («Mineral») – продукт переработки нефти. Технические и эксплуатационные характеристики уступают синтетике. Работа при высоких температурах неустойчивая в связи с наличием в своем составе природных компонентов. При отрицательной температуре густеет. Взаимодействует с воздухом в ходе химических реакций, из-за чего на двигателе образуются шлаки при вскипании.
. В настоящее время ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел:
SAE – Общество автомобильных инженеров;
API – Американский институт нефти;
ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.
ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.
Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.
Для большинства масленых составов используется международный стандарт SAE J 300, который регламентирует вязкость (густоту) масла. В зависимости от того в каких условиях эксплуатируется автомобиль и выбирается масло. Как определить применяемость масла по стандарту SAE.
Классификация SAE разделяет все масла в зависимости от их вязкостно-температурных свойств на следующие классы:
Зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
Летние – 20, 30, 40, 50, 60;
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-40.
Пример: масляный состав 5W-30
W – адаптация к низким температурам (зима).
5 – предельная отрицательная температура, при которой гарантировано сохранение маслом все своих свойств в исходном виде.
30 – максимальная положительная температура, гарантирующая сохранение полезных свойств масляного состава.
Для отечественных автомобилей рекомендуется использовать следующие масла
Для автомобилей, производителями который являются страны «Европейской ассоциации автопроизводителей» в 1996 году был введён стандарт АСЕА-98. Европейская классификация подразумевает под собой использованием специальных классов масел, которые должны нести помимо основной функции ещё и защиту элементов ДВС при высоких нагрузках, а также быть с минимальной степенью вязкости с целью:
- снижения мощностных потерь на трение;
- улучшения экологических показателей.
Американские производители автомобилей вместе с японскими имеют собственный стандарт и классификацию – ISLAC. Он практически полностью идентичен международному API, поэтому выбрать можно и то, и другое.
Группа JASO DX-1 выделена отдельно – это японские машины с турбодизельными силовыми установками, соответствующие стандарту ISLAC. Эта маркировка также подходит для современных моторов с высокими экологическими нормами и оборудованными турбонаддувом.
При выборе марки автомасла необходимо руководствоваться рекомендациями, указанными в инструкции по эксплуатации. Применение качественной, но не соответствующей по вязкости моторной жидкости может привести к поломке двигателя.
Следуйте советам производителей автомобилей. Специалисты, которые меняют масла, знают, что нельзя смешивать масла, поэтому после замены оставляют на заправочном бачке бирку с указанием марки заправленного масла.
Знайте об этом и Вы. Никогда не смешивайте масла при дозаправке.