Найти тему
Журнал Рейс

Обновленный гусеничный экскаватор Cat 320

Вслед за телефонами поумнела и землеройная техника. Например, современный экскаватор Cat – это, по сути, компьютер на гусеничном ходу.

В 2017 году американская компания Сaterpiller, выпускающая спецтехнику под маркой Cat, обновила линейку гусеничных экскаваторов среднего класса. В этом семействе представлено три модели: Cat 320 GC, Cat 320 и Cat 323. Первые две – ​22-тонные. Бюджетник Cat 320 GC с четырехцилиндровым двигателем и кубометровым ковшом – ​машина для работ невысокой и средней интенсивности. Экскаватор Cat 320, о котором мы расскажем подробно, – «оптимальная» модель со штатным ковшом вместимостью 1,19 м3 и 6-цилиндровым мотором мощностью 160 л.с. И, наконец, последний в линейке – ​флагманский 25-тонный Cat 323, отличающийся от «триста двадцатого» 1,3-кубометровым ковшом и, соответственно, увеличенной массой противовеса. У всех моделей единые размеры стрелы и рукояти, а значит, одинаковые параметры копания. Не отличаются внутри семейства и ходовые тележки. В России официальная презентация новой линейки состоялась в июне 2018 года, а первыми заказчиками экскаваторов, вероятно, станут компании, обновляющие парки аналогичных машин марки Cat прошлых поколений.

Среди отличий новейшей модели Cat 320 от предшественника Cat 320D 2 есть и вполне ожидаемые: более комфортабельная кабина и ее современное оборудование. На выбор покупателя два варианта кабины: «Комфорт» и «Делюкс». Более дорогая отличается пневматической (вместо пружинной) подвеской сиденья, его подогревом и пневморегулировкой. Климат-контроль предусмотрен в базовой комплектации.

Закономерно и обновление двигателя – ​теперь он с аппаратурой Common Rail вместо механического впрыска топлива, что был на экскаваторе прежней модели. Как известно, компания Caterpillar – ​один из крупнейших в мире производителей дизелей разного назначения, и установленный на «триста двадцатом» мотор – ​ее собственного производства. Рядная 7-литровая «шестерка» C 7.1 ACERT установлена поперек продольной оси машины и развивает мощность 160 л.с. С разными настройками мощности и в иных вариантах исполнения этот мотор широко применяется на множестве моделей грузовых автомобилей, фронтальных погрузчиков, экскаваторов, грейдеров, передвижных электростанций, маломерных судов и прочей техники – ​как марки Cat, так и прочих фирм, приобретающих агрегаты у компании Caterpillar.

По конструкции двигатель скорее консервативен, нежели ультрасовременен. Блок цилиндров со сменными гильзами, несомненно, понравится второму владельцу машины, который затеет капремонт. Шестеренный привод распредвала и вспомогательных агрегатов расположен со стороны носка коленвала (не самое лучшее решение для грузовика, где есть задача сделать дополнительный отбор мощности от мотора, однако на спецтехнике с гидростатическим приводом хода и рабочего оборудования так даже удобнее).

Распредвал установлен снизу, в блоке, привод клапанов штангами – ​нормальная схема для низкооборотного дизеля с большим ресурсом. В головке блока по три клапана на цилиндр: два впускных, приводимых одновременно через промежуточный мост, и один выпускной, на который нажимает плечо индивидуального коромысла. В целом вполне традиционный, проверенный временем агрегат с современной навеской Common Rail. В исполнении для азиатских и российского рынков мотор C 7.1 ACERT соответствует экологическим нормам Tier 3, хотя в страны с более жесткими требованиями он идет в варианте Tier 4. В системе охлаждения двигателя теперь не ставят один большой вентилятор с механическим приводом, как было на старом Cat 320D 2. Куда более экономичное решение – ​три электрических вентилятора, управляемые контроллером. Предусмотрен и режим их вращения в обратную сторону – ​чтобы периодически выдувать пыль и мусор из сот радиаторов.

Но главные новшества «триста двадцатого» – ​различные электронные помощники, автоматизирующие рабочий процесс экскаватора и нивелирующие разницу между машинистом экстра-класса и рядовым оператором, севшим за рычаги землеройной машины сравнительно недавно. Например, система контроля профиля поверхности 2D, по заявлениям фирмы, повышает эффективность работы на 45 %. На мониторе в кабине машиниста отображаются заданные границы будущего котлована или траншеи, а заодно и положение ковша. Что значительно ускоряет разработку и дает на выходе нужные длину, ширину и глубину, а также требуемые углы откосов. О последних заботится и система Grade Assist, автоматически управляющая положением ковша и стрелы при профилировании. Она же помогает планировать дно траншеи. Машинисту достаточно сосредоточиться на движении рукояти, и быть Цезарем, одновременно и синхронно управляющим еще и поворотом ковша, уже не обязательно. Имеющуюся в базовой комплектации систему контроля профиля поверхности 2D можно обновить до уровня 3D, и тогда не потребуется даже задавать машине границы котлована – ​она, ориентируясь по спутникам GPS или ГЛОНАСС, будет сама знать, где копать, на какую глубину, под каким углом делать откосы и прочее.
Система E-Fence, призванная, прежде всего, заботиться о безопасности, в ряде случаев сбережет и деньги. И возможно, немалые. Поскольку поможет машинисту работать в стесненном пространстве и при этом не наломать дров. Например, не задеть случайно ковшом опору моста или припаркованную у стройплощадки легковушку.
Активировав E-Fence, или систему «Барьер», вы определяете пределы перемещения рабочего органа, после чего вылет рукояти, угол поворота платформы, высота подъема сочленения стрелы и рукояти (либо ковша) и глубина копания будут строго ограничены.

Система взвешивания Cat Production Measurement активируется при отгрузке грунта в самосвалы. Это резко повышает скорость выполнения работ в регионах, где действует строгий весовой контроль на дорогах. Машинист экскаватора быстро загрузит кузов точно по норме и, не мешкая, займется следующим самосвалом.

Ну а чтобы начальство строительной компании могло сидя в офисе (например, в центре Москвы) контролировать свою технику на объекте (будь он даже на Дальнем Востоке), придумана система Cat Link. Данные со всех машин парка переправляются по каналам сотовой связи или через спутник, что позволяет в режиме реального времени контролировать технику на всех ваших площадках. То есть фактически смотреть репортаж о разработке котлована в прямом эфире.

По заверениям производителя, благодаря этой умной электронике и применению более производительных гидронасосов (два аксиально-поршневых агрегата пристыкованы к двигателю со стороны маховика) новый Cat 320 экономичнее предшественника на 20 %. А общие эксплуатационные расходы, по сравнению с машинами прошлого поколения, должны уменьшиться на 15 %. Во многом благодаря тому, что в гидросистеме тоже явный прогресс на фоне техники прежней линейки. Например, внедрен новый фильтр с интервалом замены масла через 3000 моточасов, что на 50 % больше, чем у прежнего. Современная схема управления обходится без пилотных линий и лишнего фильтра, что позволяет уменьшить объем маслобака и также сократить эксплуатационные расходы. Интервал замены воздушного фильтра увеличен вдвое – ​до 1000 моточасов.

По конструкции гусеничного шасси, поворотной платформы и рабочего оборудования экскаватор Cat 320 мало отличается от аналогов прочих ведущих фирм мира. Рама ходовой тележки ​Х-образная, опорно-поворотное устройство – ​на внушительных размеров роликовом подшипнике, поворотную платформу приводит гидромотор с планетарным редуктором. Гидролинии к механизмам хода проходят через центральный коллектор, благодаря которому поворотную платформу можно вращать в любую сторону без ограничения оборотов. Колонка коллектора соединена рукавами высокого давления с агрегатами вращающейся «башни», а гильза – ​с гидромоторами хода на гусеничной тележке. Колонка – ​монолитная цилиндрическая деталь с двумя вертикальными каналами и радиальными отверстиями, пропускающими масло из каналов в гильзу. Отверстия выходят в кольцевые проточки на наружной поверхности колонки, поэтому проходные сечения гидравлических магистралей постоянны и не зависят от взаимного углового положения обеих частей центрального коллектора. Гусеницы ходовой тележки – ​с овальным обводом. Приводы хода – ​с двухскоростными аксиально-поршневыми гидромоторами и планетарными редукторами. В них же встроены и дисковые тормоза. Управление ходом – ​рычагами, сблокированными с педалями.

По традиционной для нашей страны классификации «триста двадцатый» относится к экскаваторам 4-й размерной группы и предназначен для разработки грунтов 1-4 категорий, а также предварительно взорванных скальных грунтов 5-й и 6-й категорий. Штатное рабочее оборудование – ​стрела длиной 5,7 м и рукоять длиной 2,9 м. У дилера можно заказать комплект удлиненного рабочего оборудования: стрела – ​8,85 м, рукоять – ​6,28 м. Управление – ​джойстиками, встроенными в подлокотники сиденья машиниста. Предусмотрена дополнительная линия для гидромолота. Как и почти вся гусеничная спецтехника, Cat 320 – ​это «машина одного объекта», которую завозят на стройплощадку низкорамным тралом, после чего она там остается до полного завершения цикла земляных работ. Использование гусеничных экскаваторов в качестве универсальной машины на стройке – ​российская специфика. Имея на объекте среднего масштаба один или два гусеничных экскаватора массой 20-30 тонн, рачительный подрядчик вряд ли будет брать в аренду еще и автокран. И пока не смонтирован башенный кран (если его вообще будут ставить), шаланды с различными тяжестями разгружают экскаватором, зацепив стропы за приваренный к рукояти крюк. Так можно и плиту перекрытия, и вагончик-бытовку поднять. И не важно, что это запрещено правилами. Тем более что такой заменитель гусеничного крана может груз еще и подвезти на крюке куда надо. А учитывая, что сроки сдачи объекта у нас принято растягивать вдвое-трое от прописанных в договоре (поскольку даже мелкие строительные компании стараются выполнять несколько подрядов одновременно, а значит, медленно), экскаваторы, работая черепашьими темпами, могут заменить собой даже фронтальные погрузчики. Зачем брать в аренду, а тем более покупать еще одну специализированную машину, если, быстро перебросив сыпучий груз трехкубовым ковшом, она строительство в целом не ускорит? Вот и держат на таком полузаторможенном объекте одного экскаваторщика, а он катается туда-сюда, перевозя в ковше кубометр песка за рейс… Впрочем, так использовать дорогую технику марки Cat – ​не лучшее решение. Напротив, ее обычно приобретают компании, которым важна надежность и долговечность при круглосуточной интенсивной эксплуатации в тяжелых условиях Сибири или Заполярья.

Провести плановое техобслуживание и ремонт экскаваторов Cat можно в авторизованных сервисных центрах – ​в России их свыше двух десятков. Периодичность ТО – ​500 моточасов. Фирменная особенность сервисной политики компании Caterpillar – ​проведение анализов масел и технических жидкостей. Для этого у крупных дилеров имеются лаборатории. Своевременная «химическая» диагностика позволит вовремя выявить зарождающийся дефект и ограничиться недорогим локальным ремонтом вместо замены крупного узла при запущенной проблеме. Еженедельное ТО эксплуатационники проводят самостоятельно – ​благо, все точки смазки доступны с уровня земли.